В истории США не было ни одного военного переворота. Военачальники в этой стране не так часто становились президентами даже в изобиловавшем военными конфликтами XIX веке, а единственным генералом, избранным на высший государственный пост в XX веке, стал Дуайт Эйзенхауэр. Остальные президенты, даже если участвовали в боевых действиях, до высоких чинов не дослужились, а избиратели в целом предпочитали голосовать за «гражданских».
На протяжении последних двух лет трудно найти кого-то еще, способного сравниться по накалу русофобской истерики с нынешним командующим войсками США в Европе генералом Филипом Бридлавом
При этом военно-техническое лобби в Конгрессе всегда было одним из самых сильных. Когда речь идет о сотнях миллиардов долларов (в последние годы ежегодные военные расходы США составляют около половины триллиона долларов, то есть, более 36 триллионов рублей по нынешнему курсу), бизнес сделает все для того, чтобы эта сумма не снижалась, а еще лучше – увеличивалась. При этом корпорациям даже не надо приплачивать генералам за постоянный пиар – они готовы это делать совершенно бесплатно.
О степени реального влияния военных на внешнюю политику страны достоверной информации нет – только предположения разной степени достоверности. Судя по тому, что США редко удерживались от «продолжения политики другими средствами» (определение термина «война», данное прусским генералом Карлом фон Клаузевицем), это влияние всегда было достаточно серьезным. И даже позорное поражение во Вьетнаме не заставило Вашингтон прекратить регулярные вторжения в другие страны – просто стало больше воздушных операций и «прокси-войн», то есть войн чужими руками. В случае же неожиданных потерь (как в Сомали) войска немедленно выводятся, а Голливуд снимает слезливую ленту про «героев».
Однако говорить о том, что президенты не в состоянии контролировать аппетиты генералов, было бы не вполне справедливо. Как бы ни критиковали Барака Обаму, но уже практически запущенный маховик вторжения в Сирию под знакомые вопли о химическом оружии он все-таки сумел остановить – после того, как Россия предложила мирный способ урегулирования проблемы.
#{smallinfographicleft=753692}При этом воюют сирийские «повстанцы» (а по сути – террористы) американским оружием – и пойди-докажи, отобрали они его у «умеренных», получили от друзей из Турции или напрямую из США. Как все отлично помнят по «Ирангейту», даже после того, как в Тегеране были захвачены американские заложники (героическое освобождение которых так красиво показал Бен Аффлек), а США инициировали военное и торговое эмбарго, поставки оружия Ирану продолжались. Причем при посредничестве Израиля, о намерении уничтожить который неоднократно заявляли иранские политики. Заработанные таким образом деньги шли на поддержку никарагуанских контрас – вопреки запрету Конгресса. Все участники скандала были, разумеется, амнистированы.
Последний год правления любого президента, пребывающего в статусе «хромой утки», – идеальное время для политических афер. Пока внимание журналистов и общества приковано к праймериз, в мутной воде долгой избирательной кампании можно наловить немало жирных рыб. Похоже, что резко возросшая активность генерала Филиппа Бридлава в информационном пространстве – яркий пример того, как военные целенаправленно занимаются лоббизмом в то время, пока политикам не до них.
Напомним, что, выступая в Конгрессе, Бридлав заявил, будто «Россия является врагом и представляет долгосрочную угрозу США». Также он отметил, что Россия пытается стать мировым лидером, что ограничивает возможности Вашингтона.
Ранее, 25 февраля, генерал заявлял, что вооруженные силы США в Европе готовы «сражаться и победить» Россию, если это необходимо, а также то, что Черное море превратилось в «бастион российской мощи». Кроме того, по мнению Бридлава, Россия угрожает США в Арктике, и вообще – пора «прекратить обниматься с русским медведем», проявить бдительность и твердость.
Если бы с подобными высказываниями выступал высокопоставленный политик, а не военный, это был бы серьезный повод для волнения. Генералам в принципе свойственно выступать с воинственными заявлениями, но Бридлава в информационном пространстве стало слишком уж много – больше, чем других американских военачальников, вместе взятых. Не выдержало не только Минобороны РФ, где отметили, что «на протяжении последних двух лет трудно найти кого-то еще, способного сравниться по накалу русофобской истерики с нынешним командующим войсками США в Европе генералом Филипом Бридлавом», но и вице-премьер Дмитрий Рогозин.
В ответ на обвинения в «неточных бомбардировках» в Сирии, а также в том, что «Россия и Асад вместе намеренно превращают миграцию в оружие, пытаясь сломить европейские структуры и европейскую решимость», Рогозин назвал Бридлава «специалистом по бомбардировкам афганских свадеб» и обвинил в перекладывании проблемы «с больной головы на здоровую».
Действительно, США неоднократно наносили удары по свадьбам, больницам и просто по мирным жителям – в Ираке, Афганистане и других странах мира. Эти факты подтверждены международными наблюдателями (которые зачастую также становились целями американских ВВС). Независимой экспертизы по поводу «неточных» ударов России в Сирии почему-то нет, а сообщают о них, как правило, организации вроде «Сирийского центра мониторинга за соблюдением прав человека», являющегося, по сути, личным проектом лондонского торговца одеждой.
Никаких последствий ни для отдельных военных, ни тем более для США в целом все эти «ошибочные» удары не вызвали.
Российские СМИ (что логично) внимательно следят за антироссийскими высказываниями Бридлава, но «российской угрозой» американские военные не ограничиваются. Например, глава Пентагона Эштон Картер напрямую угрожает Пекину:
«Китай должен прекратить милитаризацию в Южно-Китайском море», иначе «конкретные действия будут иметь конкретные последствия», – заявил он на форуме в Сан-Франциско, обвинив КНР также в «спонсировании киберпреступлений». Напомним, что Китай на протяжении десятилетий ведет спор с несколькими странами региона по поводу территориальной принадлежности островов в Южно-Китайском море, на шельфе которых были обнаружены значительные запасы углеводородов. В конфликт в той или иной степени вовлечены Япония, Вьетнам, Бруней, Малайзия и Филиппины. США не поддерживают какую-то конкретную страну, но активно выступают против сильнейшего претендента, то есть Китая.
Похоже, что пока политики и избиратели увлечены азартной игрой под названием «праймериз», военные ведут свою игру. Выступая с агрессивными заявлениями в адрес России, которую в США боятся еще с советских времен, и в адрес Китая, которого начали бояться позднее, генералы и гражданский глава Пентагона Картер, по сути, имитируют многократно описанную в литературе и знакомую некоторым на личном опыте ситуацию:
К одинокому прохожему подбегает подросток и начинает его оскорблять и задирать. Рано или поздно жертва агрессии не выдерживает и отвечает – словом или действием. После чего из-за угла выходит гоп-компания и вступается в «защиту» подростка, а по сути – занимается грабежом.
Бридлав и Картер провоцируют Россию и Китай и на ответные резкие слова, и на ответные действия – ни одна страна не будет спокойно смотреть, как враждебный военный блок приближается к ее границам. А дождавшись ответных действий, военные побегут в Конгресс требовать увеличения финансирования для защиты от «российской угрозы» и «китайской угрозы». И у нового президента, кто бы ни был избран, не останется выбора, кроме как подписать этот милитаризованный бюджет.
«Только бизнес, ничего личного». Вряд ли Бридлав или Картер на самом деле хотят попробовать на прочность Россию и Китай – коллег по ядерному клубу. Война, в которой будут противостоять ядерные державы, имеет все шансы стать последней на Земле – и они это понимают лучше многих. Но от постоянного бряцания оружием даже у самых выдержанных людей и миролюбивых стран могут рано или поздно не выдержать нервы. И удержать от выстрела в финале заряженное и начищенное в первом акте ружье уже не будет никакой возможности.