Госсекретарь США Джон Керри заявил: президент Барак Обама решит, когда именно будут «приняты меры» против России в связи с тем, что, как утверждают в Вашингтоне, связанные с Москвой хакеры осуществляют атаки против американских структур.
К сожалению, у нас уже есть в качестве примера санкционная история Крыма, где не работают платные сервисы Microsoft и Google. Это то, что теоретически может иметь в виду Керри
«Решение дать ответ было принято давно, – сказал Керри. – Теперь этот ответ последует в то время, которое выберет президент, он может оказаться для вас невидимым». Так глава американского внешнеполитического ведомства ответил на вопрос журнала Wired о том, будут ли США отвечать на якобы имевшие место кибератаки «русских хакеров».
Керри, так же как и другие представители американской элиты, и ранее неоднократно вел речь о «наказании» России за преступления предполагаемых кибервзломщиков. Однако на сей раз прозвучавшая из Вашингтона угроза выглядит более определенной, если Обама действительно готов дать добро на «внезапный ответ».
«Теми способами, которые выберем»
Так, например, три недели назад глава Госдепа сообщил: власти США «ответят» на хакерские атаки. «И мы сможем ответить и ответим (на эти кибератаки) теми способами, которые выберем, и в то время, которое выберем», – сказал Керри. Две недели спустя госсекретарь озвучил обвинения, уже не раз звучавшие из штаба Хиллари Клинтон и от представителей американской разведки, о том, что Москва якобы причастна ко взлому серверов Демократической партии, осуществленному, чтобы повлиять на исход выборов в Соединенных Штатах. Керри заявил, что именно эти атаки на серверы соратников Хиллари Клинтон убедили европейских партнеров США сохранить антироссийские санкции.
Заметим, что через несколько дней после заявления Керри угрозу главы Госдепа дословно повторил вице-президент Джо Байден. Он также заявил, что Вашингтон «ответит» на хакерские атаки; по словам Байдена, президент России Владимир Путин «узнает об этом, и это будет в то время, которое мы выберем, и при тех обстоятельствах, которые будут иметь наибольший эффект». Впрочем, Керри начал жаловаться на российских (а заодно и китайских) кибершпионов одним из первых – в августе прошлого года госсекретарь сообщил, что считает «очень вероятным», что власти России и Китая читают его переписку.
Добавим, что месяц назад председатель Сената по вопросам кибербезопасности Кори Гарднер сообщил, что намерен внести законопроект о санкциях против России. «Деятельность русских хакеров», таким образом, может стать уже третьим поводом для введения антироссийских запретов – после санкций за «аннексию Крыма» и наказания за действия России в Сирии.
Россиян обвинили во взломе «окон»
После политиков тему нападений «русских хакеров» подхватили и гиганты IT-индустрии. Критическая уязвимость операционной системы Windows была обнаружена после хакерских атак из России, сообщило Reuters со ссылкой на сообщение компании Microsoft. «Компания намерена выпустить 8 ноября патч, который сможет защитить пользователей Windows от такого рода атак», – сообщило агентство.
Microsoft не приводит данные о тех, кто именно пострадал от действий киберпреступников, при этом компания считает, что незначительное число атак было совершено хакерской группой Strontium, которая действует также под псевдонимами Fancy Bears и APT 28. При этом хакеры пользовались адресными фишинговыми письмами.
Хакерскую группу Fancy Bears (у слова fancy около десятка значений – от «модный» до «причудливый») на Западе считают российской. Американские СМИ называли хакеров Fancy Bears одними из лучших в мире. Именно эту группу, в частности, обвиняют в причастности ко взлому баз данных избирателей в американских штатах Аризона и Иллинойс, а также взлому серверов Демпартии США. На Западе также утверждают, что группировка Fancy Bears якобы связана с ГРУ России.
«Кибер 9/11»
Издание The Wall Street Journal, подогревая ажиотаж вокруг российской киберугрозы, решило припугнуть читателей «компьютерным 11 сентября».
#{smallinfographicleft=749735}В опубликованной накануне заметке WSJ цитируются жалобы Уильяма Райнхарта, бывшего сотрудника предвыборного штаба Хиллари Клинтон, чья переписка была выложена на некоем ресурсе под названием DC Leaks («Утечки из Вашингтона»). «Эксперты в области безопасности уверены в том, что DC Leaks управляется хакерами, связанными с российским правительством», – утверждает The Wall Street Journal. Но это, как следует из материала, еще «цветочки».
«В течение долгих лет официальные лица правительства США предупреждали о «кибер – 11 сентября» – катастрофической хакерской атаке, которая может вызвать перебои в работе электросетей или привести к смерти и физическим увечьям», – подчеркивает WSJ. По мнению издания, «очевидные попытки России посеять рознь на пике избирательной кампании США», «раскрытие взломанной информации с целью повлиять на политику и общественное мнение» – все это новое оружие в информационных войнах между Москвой и Вашингтоном.
Джеймс Льюис, эксперт по кибербезопасности вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), заявил The Wall Street Journal: «Мы, как правило, чрезмерно «милитаризировали» процесс и тратили время на поиск «компьютерного 11 сентября», но Россия полностью нас здесь обошла».
#{interviewpolit}«В нашей доктрине (кибербезопасности) очень много говорится о защите критически важной инфраструктуры», в то время как аналогичная доктрина России подразумевает «использование информационного оружия», утверждает Льюис.
Виртуальный железный занавес
Советник президента России, председатель Института развития интернета (ИРИ) Герман Клименко заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД, что он искренне надеется, что заявления Керри о готовности ответа на российские кибератаки являются скорее риторическими угрозами. «Есть же политизированная риторика условного Владимира Вольфовича Жириновского в России, которая тоже бывает излишне жесткой, но мы прекрасно понимаем, что это именно риторика», – пояснил эксперт.
Если же говорить о том, какой полноценный ответ могли бы дать США, то Клименко склоняется к версии железного занавеса в сфере информационных технологий – если Китай сам частично закрыл свой сегмент интернета, то к России такое закрытие может быть применено принудительно. «К сожалению, у нас уже есть в качестве примера санкционная история Крыма, где не работают платные сервисы Microsoft и Google. Вопрос оценки такой возможности – это уже другая история, но это то, что теоретически может иметь в виду Джон Керри», – считает он.
Тем не менее, по мнению Клименко, отключение России от интернета в качестве санкционных мер сравнимо с лечением головной боли с помощью гильотины. «Любые санкции не бывают односторонними. Мир настолько напоминает кровеносную систему, что резать вены экономических, политических и информационных связей без веских причин не стоит. Это, кстати, и является сдерживающим фактором для санкционной политики Штатов», – рассказал чиновник.
От США можно ждать чего угодно
Эксперт в области информационных технологий, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов, в свою очередь, полагает, что, отвечая на «российскую кибератаку», США могут сделать все что угодно.
«В частности, Штаты могут отключить по всей стране операционные системы Windows или банковские системы. Мы, к сожалению, не очень хорошо защищены от подобных ударов. В руках американцев находятся все возможные инструменты для кибератаки на наше государство», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД.
Вопрос, по мнению Ашманова, заключается в том, на что США в итоге решатся и, главное, зачем. «Мне кажется, если подобная ответная акция будет предпринята, то это будет сделано с целью легитимизации подобной практики. Вспомните анекдот про слонов, прячущихся в помидорах: их никто не видел именно потому, что они хорошо прячутся. В нашем же случае американские должностные лица заявляют о том, что российские хакеры осуществили кибератаку на ряд американских структур. Доказательств этому нет, поскольку хорошего хакера, тем более работающего по приказу Путина, поймать и вычислить невозможно. В данном случае в качестве доказательства будет служить высказывание «наши спецслужбы убеждены». Ответный удар же увеличит легитимность подобной аргументации, поскольку, не будь реальной кибератаки, США бы не нанесли ответный удар. Потом, через много лет, кто-то, может быть, признает ошибку, как это было в случае с наличием химического оружия у режима Саддама Хусейна», – считает эксперт.
Он также отмечает, что в случае кибератаки американским чиновникам и силовикам даже не понадобится махать пробиркой с толченым мелом – достаточно одного заявления. «В крайнем случае можно сослаться на секретность информации. В дальнейшем это может стать устойчивой практикой», – пояснил Ашманов.
Однако тот факт, что в последнее время американцы предпочитают воевать исключительно в медийной сфере, заставляет эксперта надеяться, что их реальная ответная акция все-таки будет по содержанию близка к нулю.