Политика

19 октября 2016, 22:20

Компромисс с Японией по островам начал выглядеть реальной возможностью

Фото: AP/ТАСС

Исполнилось 60 лет советско-японской декларации, обещавшей урегулирование территориального спора двух стран и заключение мирного договора. В последние дни Токио явно проводит зондаж собственного общественного мнения: согласно ли оно на возвращение двух островов из четырех? При этом главный вопрос надо задавать России: а готова ли она отказаться от территорий? Некоторые варианты действительно есть.

19 октября 1956 года в Кремле премьер-министры СССР и Японии Николай Булганин и Итиро Хатояма подписали совместную декларацию о прекращении состояния войны и установлении дипломатических отношений. Также в декларации говорилось о согласии на продолжение переговоров о заключении мирного договора, после которого СССР соглашался на передачу Японии островов Хабомаи и Шикотан.

Сильная Россия может решить спор с Японией без всякого ущерба для себя

И хотя декларация была ратифицирована парламентами двух стран, никакого договора так и не было заключено. На Японию надавили США, пригрозившие в случае отказа от требований четырех островов аннексировать оккупированную ими Окинаву. А после заключения в 1960 году премьером Киси японо-американского договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности (закрепившего статус американских баз) СССР де-факто отказался даже обсуждать возможную передачу островов «американскому авианосцу». За минувшие десятилетия был лишь один момент, когда Япония могла реально что-то получить – в 1992 году, после краха СССР, в окружении Ельцина рассматривалась идея передачи двух островов в обмен на заключение мирного договора. И хотя и тогда японцы хотели четыре, а не два острова, до конкретики дело не дошло. Острова продолжали оставаться удобным блокиратором для нормального развития русско-японских отношений: Япония настаивала на возвращении четырех островов, Россия говорила о том, что территориального вопроса не существует. США были всем довольны.

Новая глава началась в последние годы – внук Киси премьер Синдзо Абэ собрался решить проблему. Япония начала движение в сторону избавления от ограниченного суверенитета. Для этого ей нужно самостоятельно выстраивать отношения с тремя своими главными соседями: Китаем, Россией и США. Токио не замахивается на отказ от статуса военного союзника, а точнее военной базы Америки, но хочет большей самостоятельности в мировых делах, большей свободы маневра. К тому же нарастающее с каждым годом китайско-американское соперничество нервирует слишком зависимую от США Японию. На островах хотят быть не объектом игры великих держав, а самостоятельным субъектом геополитики (насколько это возможно при сохранении за США функции главного «защитника японского суверенитета», то есть сюзерена).

Без урегулирования отношений с Москвой стать им невозможно. Вражда с Китаем, зависимость от США, замороженные отношения с Россией – это совсем не те условия, которые ведут к светлому будущему страны Ямато. Кроме того, японо-российское урегулирование само по себе ослабит зависимость от США, потому что одним фактом заключения мирного договора Токио продемонстрирует Вашингтону свою независимость.

Так что мотивация у японцев есть, и очень серьезная. Три года откладывавшийся (под нажимом США) визит Путина запланирован на середину декабря, и Абэ очень хочет продвинуться к мирному договору. Но как это сделать? Позиция России известна. Хотя мы считаем требование передачи островов равносильным призыву пересмотреть итоги Второй мировой войны, Путин не раз говорил о приверженности декларации 1956 года, при этом оговариваясь, что Россия территориями не торгует.#{smallinfographicleft=469243}

А недавно прямо сказал японцам: проблема в том, что у нас с вами нет таких доверительных отношений, как с Китаем (с которым территориальный вопрос, пусть и не имевший такого напряжения, был урегулирован в нулевые годы). Переводя с дипломатического на русский – мы не доверяем Японии как сателлиту США, договариваться можно только с суверенным государством.

И тем не менее Путин и Абэ действительно будут вести переговоры о возможности заключения мирного договора. Именно в рамках подготовки к ним нужно рассматривать появляющиеся в последние недели утечки в японской прессе. Уже три японских СМИ за последний месяц написали о поисках компромиссного решения, которые ведет Токио. Сначала Yomiuri, а на этой неделе Nikkei и агентство Kyodo со ссылкой на свои источники в правительстве сообщили о том, что Токио «пересматривает переговорную стратегию» и готов обсуждать возвращение не четырех, а только двух островов.

В большинстве утечек речь идет именно о Хабомаи и Шикотане, в отношении же самых больших островов – Кунашир и Итуруп – предлагается вариант совместного самоуправления, общего суверенитета. Согласно еще одному варианту, Токио предлагает совместное управление Хабомаи, Шикотаном и Кунаширом, «если ей будут гарантированы существенные административные права».

Японский МИД последовательно опровергал все эти утечки. А в начале октября и премьер Абэ заявил о неизменности японской позиции – требуем возвращения всех четырех островов.

Тем не менее понятно, что речь идет о сознательном «сливе» – чтобы прощупать общественную реакцию в Японии и показать России свою готовность «идти на уступки». Тем более что десять дней назад старший замминистра иностранных дел Японии, младший брат премьер-министра Нобуо Киси заявил, что возможно обсуждение плана по «возвращению двух островов – Хабомаи и Шикотана» – «мы хотели бы как можно скорее найти решение (территориального спора) исходя из широкого круга возможностей».

Понятно, к чему готовят японцев – к постепенному отказу от идеи возвращения всех четырех островов. На самом деле, не существует ни одного шанса на то, что Итуруп и Кунашир когда-либо будут переданы Японии. И в Токио это прекрасно понимают. Россия не передаст два этих острова Японии даже в том случае, если Токио разорвет оборонный пакт с Вашингтоном и за свой счет проведет реиндустриализацию Дальнего Востока. Японцам нужно выйти из тупика, в который их загнали американцы – и в принципе само японское общество готово удовлетвориться двумя островами. По данным опросов, на вопрос: «Должна ли Япония в первую очередь согласиться с возвращением двух островов, как было предусмотрено в декларации 1956 года?» – положительно ответила половина респондентов. 34 процента были против, а 16 затруднились с ответом.

Проблема японцев в том, что Россия не готова отдать два острова. То есть мы не отказываемся от выполнения декларации 1956 года, хотя юридически она нас ни к чему не обязывает, но можем сделать это только на очень выгодных для себя условиях. Речь не о деньгах, потому что, даже если не говорить о безопасности и геополитике, экономическая заинтересованность обоюдная. В той же степени, в которой Россия заинтересована в японских инвестициях и технологиях, Япония заинтересована в российских ресурсах и рынке. Так что выгода России в том, чтобы в результате подписания мирного договора отношения с Японией действительно стали доверительными и добрососедскими. Что в условиях конфликта России с США и геополитической зависимости Токио от Вашингтона представляется крайне сложной задачей – для самих японцев.

Но представим, что Путин и Абэ действительно договорились о принципиальном подходе: разговор идет только о двух островах. Может ли президент позволить себе пойти на то, чтобы пообещать Японии Хабомаи и Шикотан? Есть масса ограничений – недавно РИА «Новости» даже назвало семь причин, по которым «Россия не может отдать Курилы Японии». Разберем их.

«Курилы – это русская земля». Бесспорно, все земли, входящие в состав России, являются нашей территорией. При этом понятно, что почти необитаемые скалы гряды Хабомаи и остров Шикотан не являются ни Крымом, ни Новгородом, ни даже Калининградом. Это приобретение по итогам Второй мировой войны – законное, но вполне допустимое к размену на урегулирование отношений с восточным соседом.

«Нельзя создавать прецедент». Передача островов может вызвать цепную реакцию как в Азии, так и во всем мире. От России потребуют вернуть тот же Калининград и прочие приобретения Второй мировой или просто спорные территории. Но, во-первых, все остальные приобретения зафиксированы как в международных, так и в двухсторонних договорах, а во-вторых, никто ничего у России требовать не может. То есть требовать может – получить не получится. К тому же понятно, что ни Германия, ни другие страны не будут выдвигать к России территориальных претензий в случае заключения российско-японского мирного договора.

«Уступить Японии – уступить США». Дескать, передача двух островов станет пропагандистской победой США, геополитического покровителя и сюзерена Японии. Но в случае заключения договора все будет как раз наоборот: Япония получит большую свободу маневра, а значит, и большую независимость от США.

«Это нанесет ущерб безопасности России». Действительно, гряда Хабомаи подходит вплотную к японскому острову Хоккайдо, но к нему точно так же прилегает и Кунашир. В случае передачи Хабомаи и Шикотана, безусловно, будет зафиксирован их демилитаризованный статус – а пограничники все так же останутся на Кунашире, а корабли российского ВМФ смогут проходить через проливы Курильской гряды.   

«Нельзя разбрасываться ресурсами». Совместное использование морских биоресурсов может быть оговорено в мирном договоре.

«Там живут граждане России». На Хабомаи постоянного населения нет, там живут только пограничники, а 3000 жителей Шикотана, безусловно, останутся жить в своих домах.

«Это создаст новую конфронтацию в самой России». Это самый важный и серьезный аргумент. Действительно, сам факт передачи куска национальной территории возмутит часть общества. «Россия добровольно никогда от своих земель не отказывалась» – хотя и неправда, зато звучит патриотично. Именно звучит, потому что в реальности наша страна стала самой большой в мире благодаря сочетанию двух важнейших черт русского народа: его мужества и его ума. То есть силы и дипломатии – которой не бывает без поисков компромиссов. Сильная Россия может решить спор с Японией без всякого ущерба как внутриполитическому спокойствию, так и своему авторитету на мировой арене. Слабая – никогда.

Так что, если мы услышим о том, что Путин и Абэ договорились о заключении мирного договора с последующей передачей Хабомаи и Шикотана в совместное управление (а это и есть тот максимум, на который может пойти Россия), то не нужно этому удивляться. Сильный президент может себе позволить использовать свой авторитет для убеждения сограждан в правильности принятого решения. Слабый – никогда.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

Игорь Караулов: Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?