В субботу Россия обменяла осужденного к 15 годам заключения за шпионаж сотрудника эстонской полиции безопасности Эстона Кохвера на экс-офицера департамента полиции безопасности МВД Эстонии Алексея Дрессена, отбывавшего наказание за передачу секретных сведений России.
За 20 лет работы в эстонской спецслужбе Дрессеном было добыто и передано в Москву огромное количество ценных документов о секретных операциях ЦРУ США и Ми-6
Как сообщили в ФСБ, обмен произошел на пограничном КПП «Куничина Гора» в Псковской области на мосту через реку Пиуза. Глава эстонского МВД Ханно Певкур рассказал, что Кохвер успел добраться до дома.
«В первую очередь мы дали Кохверу возможность встретиться со своей семьей, дальнейшие комментарии будут даны позже», – сказал Певкур.
По его словам, чтобы подобный обмен состоялся, президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес помиловал Дрессена.
Экс-глава ФСБ, член комитета Госдумы по безопасности Николай Ковалев назвал оправданным произошедший обмен. «Абсолютно оправданная практика, потому что от того, что кто-то будет отбывать длительные сроки наказания в той или иной стране, от этого ситуация не изменится – уже ущерб нанесен, эти сведения сработали против страны... Единственное, что это урок другим – неотвратимость наказания. Поэтому преследуются именно такие цели, и суды наши выносят эти наказания», – сказал Ковалев.
«Но я думаю, очень важно, что каждый человек, который работал на Россию, приносил пользу, должен себя чувствовать в безопасности в том смысле, что Россия не оставит и не бросит людей, которым признательна», – добавил он.
С ним согласен замглавы международного комитета Совфеда генерал спецслужб в отставке Владимир Джабаров. По его словам, если деятельность сотрудника иностранных спецслужб не нанесла значительного урона системе национальной безопасности, он может быть обменян. «Другое дело, если он нанес невосполнимый урон государству, он должен отбывать наказание», – заключил парламентарий.
Бурная реакция на приговор
В середине августа Псковский облсуд признал Кохвера виновным в шпионаже, контрабанде, ношении оружия, а также в незаконном пересечении госграницы. Кроме шпионажа (ст. 276) эстонцу инкриминировали незаконное пересечение границы (ст. 322) и незаконную перевозку оружия (ст. 222 УК РФ). Слушания проходили в закрытом режиме, так как дело содержало секретные сведения. Он был оштрафован на 100 тыс. рублей и осужден на 15 лет заключения. Отбывать наказание его отправили в Бутырскую тюрьму.
Кохвера задержали в сентябре прошлого года в Псковской области. При нем обнаружили спецтехнику для скрытой записи, пистолет «Таурус» с патронами и 5 тыс. евро. По оценке российских спецслужб, была пресечена «агентурная операция департамента полиции безопасности МВД Эстонии».
В Таллине дали иное толкование произошедшего, обвинив Россию в похищении Кохвера неизвестными на территории Эстонии недалеко от пограничного пункта Лухамаа на границе с Псковской областью. Полиция безопасности Эстонии (КаПо) утверждала, что ее сотрудник «выполнял служебные обязанности по предотвращению трансграничного преступления, связанного с контрабандой» и под угрозой оружия был доставлен в Россию.
Адвокат Марк Фейгин, который был нанят Эстонией, заявлял, что Кохвер почти сразу после задержания признал себя виновным и согласился на сделку с ФСБ. По его словам, он лично видел документы о соглашении Кохвера на сделку. В связи с этим Фейгин, как и другой российский юрист Николай Полозов, был вынужден отказаться от защиты Кохвера.
После оглашения приговора Кохвер не признал своей вины. Вместе с тем глава эстонской полиции и погранохраны (PPA) Эльмар Вахер и глава КаПо Арнольд Синисалу признали, что Кохвер действительно выполнял секретную операцию. Тем не менее Таллин требовал от Москвы немедленного освобождения Кохвера. В частности, в августе об этом заявляла министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд на встрече с российским послом Юрием Мерзляковым. А президент Эстонии называл Кохвера «героем».
В субботу Синисалу не исключил, что Кохвер может продолжить работу в полиции. «Пусть Эстон пока отдохнет, а потом решит сам, что будет делать дальше. На службе происходят различные инциденты. Но теперь все зависит от него. Я не вижу проблем, почему он не может продолжить работать у нас. Думаю, что у него есть перспективы», – сказал Синисалу.
Обвинительный приговор Кохверу жестко встретили на Западе. США, ЕС и НАТО в один голос требовали от России освободить осужденного. Впрочем, МИД России назвал подобные требования попыткой политизировать уголовное дело. «Вынуждены напомнить, что данный судебный процесс проводился строго в соответствии с российским законодательством при неукоснительном соблюдении всех уголовно-процессуальных норм, международно-правовых аспектов и прав эстонского гражданина», – отмечали на Смоленской площади.
Однако экс-глава МИД Эстонии Урмас Паэт убежден, что именно международное давление на Россию сыграло роль в решении совершить обмен. По мнению Паэта, Россия не ожидала, что реакция Запада будет настолько острой.
«Россия, скорее всего, была удивлена реакцией ЕС, НАТО и Совета Европы, которые неоднократно осуждали похищение Кохвера и требовали освободить сотрудника КаПо. Россия знала, что давление будет продолжаться до тех пор, пока Кохвера не освободят. Россия уже получила почти все возможные плюсы от похищения Кохвера, и дальше бы были одни минусы, т. е. международное давление и негативное внимание. России было необходимо получить последнюю выгоду, а именно освободить своего человека из эстонской тюрьмы, обменяв его на Кохвера», – написал Паэт в своем Twitter.
А министр иностранных дел Эстонии Марина Кальюранд выразила благодарность партнерам и союзникам за поддержку в этом деле. «Я очень рада, что Эстон Кохвер вернулся домой, к своей семье. Возвращение Эстона Кохвера – это хорошая новость и для Эстонии, и для всей Европы. Мы очень благодарны своим друзьям, партнерам и союзникам, которые в течение последнего года поддерживали Эстонию и призывали Россию освободить Эстона Кохвера. Международная поддержка Эстонии сыграла важную роль», – сказала Кальюранд.
Сообщалось, что Кохвер («кохвер» по-эстонски – чемодан) – опытный офицер. В спецслужбах с 1991 года. В 2010 году президент наградил его Крестом Орла пятой степени. По этому поводу в таллинской печати недоумевали – общественности объяснили только, что наградили за «секретные заслуги». Статьи выходили под заголовками типа «Самый секретный Крест Орла». Бывший шеф КаПо Алдис Алус называл его основательным специалистом, который работает «с душой и творчески» и пользуется уважением сослуживцев.
На кого обменяли
Что касается личности 48-летнего Дрессена, то, как сообщил РИА «Новости» источник в российских спецслужбах, он с 1990-х годов по заданию российской контрразведки добывал информацию о деятельности разведывательных органов США и Великобритании в странах Прибалтики. «За 20 лет работы в эстонской спецслужбе Дрессеном было добыто и передано в Москву огромное количество ценных документов о секретных операциях ЦРУ США и Ми-6 Великобритании против России с позиции стран Балтии», – сказал он, добавив, что супруга Дрессена прибыла в Россию ранее.
По его словам, благодаря Дрессену были разоблачены агенты ряда иностранных разведок, действующих в России, пресечены попытки вербовки западными спецслужбами агентов из числа высокопоставленных российских чиновников, стали известны истинные заказчики многочисленных антироссийских акций в странах Балтии.
В 2012 году Алексея Дрессена признали виновным в госизмене. Эстонский суд приговорил его к 16 годам тюремного заключения. Дрессен обвинялся в том, что в течение нескольких лет за материальное вознаграждение передавал секретные сведения ФСБ. Эстонское следствие предполагало, что Дрессен использовал супругу в качестве курьера. Суд конфисковал у Дрессена в доход государства 142,9 тыс. евро.
Настоящая стена
В конце августа стало известно о планах департамента полиции и погранохраны Эстонии оборудовать две трети сухопутной части границы с Россией – около 108 километров – забором высотой 2,5 метра для предотвращения нарушений. Работы планируется начать в 2018 году. Они обойдутся бюджету в 71 млн евро.
Верхнюю кромку будущей стены усилит колючая проволока. В дополнение к забору предполагается установить ограждение, препятствующее передвижению диких животных. На заболоченных участках линии границы вместо забора поставят пограничные столбы и проложат контрольно-следовую полосу.
Впрочем, наблюдатели сошлись во мнении, что до реализации амбициозного проекта дело вряд ли дойдет, потому что найти в бюджете такие большие по эстонским меркам деньги будет проблематично, а ЕС не захочет выступать спонсором подобной затеи.