Выборы в 2015 году проходят по всей стране. Участие в них принимают 84 из 85 субъектов Российской Федерации. Единый день голосования нынешнего года заметно отличается от предыдущего: в 2014 году было зафиксировано 43 288 замещаемых мандатов, в 2015 году цифра выросла более чем вдвое – до 92 041 мандата. Партий, кандидаты от которых представлены на выборах различного уровня, более полусотни – 55 из 74, обладающих правом участвовать в выборах.
Положительным фактором в 2015 году стало снижение уровня досрочных голосований. Злоупотребление этой процедурой вызвало волну критики в 2014 году
Избирательные участки открылись для граждан в 8 утра. Статистика показывает, что участие в едином дне голосования смогут принять 58,2 млн человек, то есть более половины всего населения страны.
Губернаторы в центре внимания
В единый день голосования проходят губернаторские выборы, выборы в заксобрания и муниципалитеты. Больше всего внимания привлекают к себе, разумеется, выборы губернаторов. В 2015 году они пройдут в 23 регионах страны. В двух из них – Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах – высшие должностные лица будут избраны депутатами заксобраний. В Северной Осетии – Алании главу также избирает региональный парламент. Избиратели смогут проголосовать за кандидатов на посты глав таких регионов, как Марий Эл и Татарстан, Чувашия, Камчатский и Краснодарский край, напоминает ТАСС.
Всего на выборах высших должностных лиц было выдвинуто 142 представителя 27 партий. 99 кандидатов от 16 партий в итоге было зарегистрировано.
Меньше всего кандидатов принимают участие в выборах губернатора Брянской области – тут зарегистрировано три претендента на губернаторское кресло. Больше всего кандидатов зарегистрировано в Костромской области – шесть человек. Еще в 14 регионах участвуют по пять кандидатов, в пяти регионах – по четыре.
Показатель регистрации кандидатов от парламентских партий достиг практически 100 процентов, что говорит о высоком уровне подготовки к этим выборам. Так, «Единая Россия», КПРФ и ЛДПР выдвинули и зарегистрировали по 20 кандидатов от каждой партии. Только «Справедливая Россия» не стала регистрировать всех выдвинутых кандидатов: изначально был представлен 21 человек. Однако в итоге четверо по различным причинам отказались принимать участие в выборах. Это Иосиф Дроботенко, Дмитрий Жаровский, Андрей Смоловик и Михаил Пучковский.
Только один кандидат от парламентской партии в 2015 году получил отказ, и тот на уровне регионального избиркома. Это представитель КПРФ Олег Денисенко, претендовавший на пост губернатора Омской области. Однако позже он был восстановлен для участия в выборах решением Верховного суда.
О повышении уровня подготовки кандидатов говорит и сравнение результатов 2015 года и 2014-го. Тогда партии получили больше отказов в регистрации. Так, в Липецкой и Нижегородской областях, а также Санкт-Петербурге было зарегистрировано 68 процентов от общего числа кандидатов.
Несмотря на то, что в ряде регионов выборы проходят по референдумному сценарию, конкуренция за голоса избирателей разворачивается достаточно серьезная. Об этом говорит сам факт участия в выборах разных кандидатов от сильных парламентских партий. Безусловно, роль играет естественная и уже привычная конкуренция региональных элит, без которой не обходятся губернаторские кампании.
В некоторых регионах конкуренция заметна особенно остро. Это Иркутская область, где врио губернатора Сергей Ерощенко борется с депутатом Госдумы от КПРФ Сергеем Левченко. В 2001 Левченко чуть не стал губернатором Иркутской области: он вышел во второй тур и набрал там 45,2% голосов, в итоге лишь незначительно уступив своему сопернику Говорину, получившему 47,6%. Так что статус врио не добавляет Ерощенко уверенности в этой борьбе.
Конкуренция наметилась и в Амурской области, где депутат ГД от ЛДПР Иван Абрамов фактически навязал борьбу Александру Козлову, который ранее был мэром Благовещенска, а в 2015-м был назначен врио губернатора. Интересно, что брат Абрамова является депутатом заксобрания региона.
Восстановленный судом кандидат от КПРФ Денисенко, несмотря на время, выпавшее из избирательной кампании, усиленными темпами нагоняет своего соперника Виктора Назарова – врио губернатора Омской области.
Очевидно, что практика создания коалиций и достижения предвыборных договоренностей, которую применяли на нескольких предыдущих кампаниях, получила развитие и в 2015 году. Например, в Смоленской области «Единая Россия» не стала выдвигать своего кандидата. Там баллотируется действующий губернатор от ЛДПР Алексей Островский. Представитель же ЕР Франц Клинцевич включен Островским в список кандидатов от губернатора в члены Совета Федерации.
В Брянской области не стала выдвигать своего кандидата ЛДПР, при этом претендент от «Единой России» Александр Богомаз, исполняющий обязанности губернатора этой области, предлагает в сенаторы депутата Госдумы от ЛДПР Сергея Калашникова.
В Омской области подобным образом поступила «Справедливая Россия», также отказавшись от участия в кампании. При этом руководитель ее регионального отделения Елена Мизулина выдвинута в сенаторы кандидатом от «Единой России» Виктором Назаровым, действующим врио губернатора.
Парламентские партии в 21 регионе России выдвинули всего 19 кандидатов, являющихся действующими депутатами Госдумы. Так, КПРФ представила для участия девять депутатов: это Игорь Ревин в Калининградской области, Николай Кузьмин в Ленинградской области, Николай Коломейцев в Ростовской области, Сергей Мамаев в Республике Марий Эл, Валентин Шурчанов в Чувашской Республике, Владимир Симагин в Пензенской области, Сергей Левченко в Иркутской области, Олег Денисенко в Омской области и Константин Лазарев в Еврейской автономной области.
Партия ЛДПР выдвинула восемь депутатов. Это Вадим Деньгин в Калужской области, Роман Худяков в Тамбовской области, Александр Старовойтов в Калиниградской области, Кирилл Черкасов в Республике Марий Эл, Константин Субботин в Чувашской Республике, Алексей Диденко в Кемеровской области, Ян Зелинский в Омской области и Иван Абрамов в Амурской области.
«Справедливая Россия» представила двух депутатов: это Андрей Руденко в Краснодарском крае и Михаил Емельянов в Ростовской области.
Вероятнее всего, в данный момент мы наблюдаем борьбу среди тех политиков, которые станут кандидатами от партий на выборах в Государственную думу в 2016 году. Как говорили ранее газете ВЗГЛЯД эксперты и политологи, единый день голосования 2015 года для многих из них стал тренировочной площадкой именно перед выборами в ГД.
Непарламентское ядро
На следующем месте после губернаторских выборов по уровню привлеченного к ним внимания находятся выборы депутатов заксобраний. Они проходят в 11 регионах. Это Республика Коми, Белгородская, Воронежская, Калужская, Костромская, Курганская, Магаданская, Новосибирская, Рязанская, Челябинская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Участие в них принимают 39 партий, самое большое количество из которых – 15 – зарегистрировано в Костромской области, самое малое – пять – в Челябинской. Во всех 11 регионах были выдвинуты и зарегистрированы списки от всех парламентских партий.
Самыми активными на выборах стали те же представители, что и в 2014 году, которые уже сформировали своего рода ядро из непарламентских партий. Это «Патриоты России», «Родина», «Яблоко» и «Гражданская платформа» – наиболее активные из непарламентских партий. В 2016 году они будут бороться за переход в статус парламентских.
Сейчас же «Патриоты России» зарегистрировали списки на выборах в заксобрания девяти регионов, в пяти регионах выдвинуты их кандидаты на выборы высших должностных лиц. Списки «Родины» участвуют в выборах заксобраний в пяти регионах, а в двух регионах представлены от них двое кандидатов в губернаторы. «Яблоко» зарегистрировало свои списки в девяти регионах, в Сахалинской области выдвинут кандидат в губернаторы от этой партии. «Гражданская платформа» решила сосредоточить силы на отдельно взятых территориях: эта партия выдвинула списки в двух регионах, а кандидатов в губернаторы – в трех, двух из которых удалось зарегистрировать.
Несмотря на некоторые проволочки в процессе регистрации, можно с уверенностью отметить, что условия для участия партий в электоральном процессе были созданы благоприятные. Отказы в регистрации, конечно, были зафиксированы, но происходили они в тех случаях, когда партии сами не смогли выполнить квалификационные требования. Так, к примеру, некоторые из них не смогли собрать нужное количество качественных подписей в поддержку своих кандидатов. С такой проблемой столкнулись «Патриоты России» в ЯНАО и Челябинской области, а также партия «Родина» в Новосибирской и Калужской областях.
Отметим, что ПАРНАС самостоятельно отказался от участия в выборах в заксобрание Калужской области, а также в городские думы Калуги и Костромы. В Новосибирской и Магаданской областях партия не смогла собрать требуемое количество действительных подписей. В Магаданской области также произошел скандал, связанный с этой партией: там судом был установлен факт подкупа избирателей со стороны сборщиков подписей. Была даже озвучена сумма за одну подпись – 300 рублей. Добавим, что неудавшаяся избирательная кампания в Новосибирской области не помешала лидеру регионального отделения ПАРНАС зарегистрироваться на выборах по одномандатному округу, в которых он принимает участие.
Также в некоторых случаях списки партий были восстановлены специальным решением ЦИК РФ. Так произошло, к примеру, со списком ПАРНАС в Костромской области, а также со списком РЭП «Зелёные» в Рязанской области.
К помощи закона прибегал и ряд одномандатников, которые в итоге были восстановлены для участия в выборах. Например, 7 сентября с выборов депутатов гордумы был снят лидер списка КПРФ Буланов по иску от «Справедливой России». Уже 11 сентября Буланов был восстановлен областным судом. Интересно, что этот кандидат не первый раз снимается и восстанавливается в ходе выборов – 2015.
Положительным фактором также является тот факт, что в 2015 году снизился, не считая отдельных исключительных случаев, уровень досрочных голосований. Напомним, что злоупотребление этой процедурой вызвало волну критики в 2014 году, причем как со стороны партий, так и со стороны федерального центра, ведущего курс на конкурентную борьбу. Таким образом, можно сделать вывод, что в 2015 году курс на недопустимость применения не электоральных методов в регионах в целом был поддержан. Это, безусловно, является залогом проведения выборов по принципам конкурентности, открытости и легитимности, на чем настаивает федеральный центр.
Напомним, что выборы высших должностных лиц проходят в 23 субъектах, из них в 21 – прямые выборы, а глав двух регионов избирают заксобрания.
Всего в выборах в законодательные собрания в 11 субъектах РФ принимают участие 39 партий. Три из них выдвигают кандидатов только по одномандатным округам. Выдвинуто 152 списка кандидатов от 36 партий, зарегистрировано 87 (57,2%) списков кандидатов от 20 партий.
В выборах в административных центрах в 23 субъектах РФ, в выдвижении списков принимают участие 32 партии. Выдвинуто 207 списков кандидатов от 32 партий, зарегистрировано 159 (76,8%) списков кандидатов от 19 партий.
В Самарской области и Республике Дагестан формирование городских дум в административных центрах произойдет через делегирование депутатов от внутригородских муниципальных образований, выборы которых также назначены на единый день голосования.
Единый день голосования в России был установлен федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О политических партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 2 октября 2012 года. Согласно закону, единым днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов, а в год проведения выборов депутатов Государственной думы очередного созыва – день голосования на этих выборах.
Проведение выборов в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в другие дни допускается в случаях досрочного прекращения полномочий указанных органов, избрания вновь образуемых органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, проведения повторных и дополнительных выборов, а также в иных случаях, предусмотренных законом.