Около 50 российских и зарубежных философов, политологов и общественных деятелей собрались в пятницу на третьи Бердяевские чтения в Калининграде. Форум, который на этот раз называется «Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации», открылся в Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта.
Образ Путина намного ярче, привлекательнее, чем образ России, которую там все больше и больше видят как страну угасающую. В интересах и общества, и Путина этот разрыв поскорее сократить
«Калининград – своеобразный форпост России, точка пересечения европейского и российского. Сам факт того, что мы проводим форум именно здесь, говорит о том, что идея, которая господствует в некоторых западных умах – изолировать Россию, каким-то образом подвергнуть ее остракизму, отсечь от Европы, абсолютно провальна», – сказал член общественного совета Фонда ИСЭПИ, профессор кафедры политологии НИУ ВШЭ Леонид Поляков, который в пятницу вел на чтениях секцию «Истоки и смысл европейского консерватизма». «Россия и Европа – неразрывное целое, современные политические конфликты могут нас отодвигать немного друг от друга, но на самом деле барьеров между нами нет», – добавил Поляков РИА «Новости».
«Сессия как бы ретроспективная, посвященная прошлому – становлению консерватизма и на Западе, и в России, анализу взаимной рефлексии, пониманию русскими Европы и европейцами – России. Но по ходу докладов выяснилось, что все эти, казалось бы, давно случившиеся духовно-интеллектуальные события абсолютно современны», – сказал Поляков газете ВЗГЛЯД.
«Заговор царей против народов»
В пример профессор привел прозвучавший на сессии доклад французского историка Андрея Рачинского к 200-летию Венского конгресса. Русский царь Александр Первый впервые в истории мировой дипломатии заложил тогда в основу международного права евангельские ценности. «Как представлялся Венский конгресс в наших умах совсем еще недавно? Торжество мракобесия, реакция, заговор царей против народов, – напомнил Поляков. – То, что воспроизвел Андрей Рачинский, доказывает, что в основе заключенного тогда Священного союза лежали прямо противоположные ценности», – заявил Поляков.
«Мы возвращаемся к роли неформального консервативного лидера Европы – без акцента на «жандармерию», а с акцентом на сохранение классических европейских ценностей. Они связаны с национальным суверенитетом, определенной культурной целостностью общества и христианским пониманием природы человеческой личности и человеческой семьи», – рассказал президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов, который вел секцию «Силы, стоящие на страже традиционных ценностей в Европе и России».
«Сейчас в западном политическом спектре симпатии к России испытывает, как правило, часть правых партий. Есть страны, где исторически это делают левые. Это Греция и отчасти Германия, где «постгэдээровские» силы тоже занимают другую позицию по Украине и по России, нежели официальный Берлин, – заявил Ремизов. – Но в целом Россия скорее вернулась в первую половину 19-го века, когда она воспринималась как полюс притяжения консервативных сил, которые оппоненты называли «реакционными», «правыми». Николая Первого тогда называли «жандарм Европы». Сейчас на роль «жандарма», как известно, претендует другая сила – блок НАТО».
«Мир ждет от России третий месседж»
Хотя Россия не полностью соответствует консервативному стандарту, оговорился Ремизов, эти ориентиры сегодня для российского общества органичны, хотя бы на уровне декларируемых ценностей. По поводу того, какие из консервативных сил на Западе могли бы сегодня стать политическими союзниками Москвы, политолог заметил: «Вопрос не в том, с кем мы выбираем дружить, а в том, какой образ себя мы выбираем. Здесь нет ничего лучше, чем быть самим собой, следовать своей культурно-исторической традиции. Кто захочет, тот присоединится. А захотят, скорее всего, по большей части именно консерваторы».
Впервые в форуме приняли участие и зарубежные представители общественно-политической мысли. Участвовавший в чтениях французский политолог Эммануэль Леруа, в прошлом – советник по России лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен, напомнил о том, что Россия посылала важнейшие идеологические «месседжи» сразу всему миру дважды. «Первый раз это было на Венском конгрессе в 1815 году. Тогда Россия инициировала создание союза, который впервые в мировой истории был основан на евангельских ценностях. Спустя 40 лет Франция, уже в годы правления Наполеона Третьего, решила ввязаться в крымскую войну, чтобы разрушить Священный союз. Второй раз – после Второй мировой войны, – сказал Леруа газете ВЗГЛЯД. – Я не марксист, но надо признать, что тогда Советский Союз был идеологическим маяком. Правда, он адресовал миру совершенно иные идеи, нежели в 1815 году. Тем не менее это была альтернатива мирового масштаба».
Сегодня западный мир ждет от России третьего послания, утверждает Леруа. «Это не может быть Священный союз, потому что уже нет империй, не может быть марксизм, естественно. Но это может быть новая яркая идея, которая сможет противостоять тоталитарной ультралиберальной идеологии», – заявил политолог.
Разрешить свободный въезд в Россию
В плохой репутации нашей страны на Западе во многом виновато элементарное невежество, считает профессор Высшей школы экономики, кандидат философских наук Олег Матвейчев. «Туристический поток в Россию, к сожалению, очень мал – по несколько сот тысяч, максимум полмиллиона в год. Получается, что остальные сотни миллионов жителей Запада получают представление о России только из СМИ. А те оперируют стереотипами 20-летней давности. Причем это наше упущение, – признал эксперт. – Надо винить не европейцев, а нас самих».
Матвейчев предлагает смелую меру – свободный въезд в Россию для жителей Евросоюза, не дожидаясь зеркальных мер. «Не полностью отказаться от виз – приезжай и делай что хочешь, а ввести туристические визы на две недели, на месяц. Чтобы человек уже в аэропорту получал штамп в паспорт или иммиграционную карточку и дальше мог спокойно посмотреть Москву, Петербург, Золотое кольцо, другие уголки России, которые за последнее время преобразились до неузнаваемости», – предлагает политолог.
«Я часто бываю в Европе и вижу, что во многом, в том числе и в уровне комфорта, Россия уже опережает Запад, даже лучшие его образцы. Например, аэропорты наши удобнее. И европейцы бы это обнаружили, – надеется политолог. – Они бы убедились, что Россия является вполне себе европейской страной, с которой можно иметь дело».
«Образ Путина ярче, чем образ России»
Как отметил еще один участник чтений, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов, отношение к нашей стране на Западе становится все более прохладным, но при этом образ президента Владимира Путина, как ни странно, – более популярным. «Решительный, целеустремленный, делает то, что считает нужным. Такое восприятие Путина для них скорее служит таким «антиистеблишментом», – сказал Лукьянов газете ВЗГЛЯД. – Рядовые европейцы глубоко разочарованы собственными государственными деятелями, правящим классом».
К Путину, по его словам, могут относиться с симпатией или антипатией, но ему в любом случае придают очень мощные качества. «Образ Путина намного ярче, привлекательнее, чем образ России, которую там все больше и больше видят как страну угасающую. Так что в интересах и нас как общества, и Путина этот разрыв поскорее сократить. Ну, разумеется, за счет подтягивания», – улыбнулся эксперт.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, с четверга по субботу в Калининграде под эгидой Фонда ИСЭПИ проходят очередные Бердяевские чтения. «Форум «Бердяевские чтения» посвящен трудным вопросам и возможностям российско-европейского историко-философского диалога и культурно-политического взаимодействия в сложном и быстро меняющемся современном мире», – заявил ранее председатель совета директоров Фонда Института социально-экономических политических исследований (ИСЭПИ) Дмитрий Бадовский. Первый форум Фонд ИСЭПИ провел в мае прошлого года в Подмосковье, второй – в два этапа – в августе в Крыму и в сентябре в Москве.
Завершится третий форум в субботу итоговым пленарным заседанием.