Вопрос о борьбе с применением односторонних экономических мер в качестве политического давления принят Генеральной Ассамблеей ООН и будет рассмотрен в ходе текущей 70-й сессии. Соответствующая резолюция была принята накануне профильным – вторым – комитетом Генассамблеи, который курирует экономические и финансовые вопросы.
Санкции – это один из аспектов мягкой силы США, способность принуждать без войны
Голосование в комитете выглядело очень показательно. Как сообщает ТАСС, документ от имени 77 развивающихся стран внес представитель ЮАР – государства из другой «весовой категории» (Южно-Африканскую Республику относят к группе БРИКС, в которую также включают Россию, Китай, Индию и Бразилию). За резолюцию проголосовали 117 государств, в том числе Россия. 51 страна, включая членов Евросоюза, воздержалась. Против выступили только США и Израиль.
Старший советник постпредства Соединенных Штатов при ООН Джилл Дердериан пояснила позицию Вашингтона – которая и без того общеизвестна. Санкции позволяют добиваться целей во внешней политике и являются «эффективной и легитимной» альтернативой применению силы, заявила Дердериан.
Впрочем, представителю США не удалось убедить коллег в благотворности и эффективности одностороннего (и в большинстве случаев – именно американского) принуждения. В проекте резолюции констатируется: применение односторонних санкций «отрицательно влияет на экономику и усилия в области развития, прежде всего развивающихся стран». ГА ООН призывает международное сообщество «осудить и отвергнуть навязывание применения таких мер, как средства политического и экономического принуждения развивающихся стран».
Проект призывает принять срочные и эффективные меры, «чтобы положить конец практике применения против развивающихся стран односторонних экономических мер принуждения, которые не санкционированы соответствующими органами ООН или несовместимы с принципами международного права».
Как отметили российские представители, под односторонние санкции попадают отнюдь не только развивающиеся страны – и за примерами далеко ходить не надо. Как известно, в середине марта 2014 года, после воссоединения Крыма с Россией, Соединенные Штаты, страны Евросоюза, а также Канада, Австралия и Новая Зеландия ввели в действие первый пакет санкций. В конце июля прошлого года США и ЕС объявили санкции против целых секторов российской экономики. В июне этого года Совет ЕС официально продлил санкции против России еще на шесть месяцев, до 31 января 2016 года.
«Введение санкций в обход Устава ООН – чуть ли не норма»
Выступая на заседании второго комитета Генассамблеи, старший советник постпредства России при ООН Диляра Равилова-Боровик с сожалением констатировала: практика применения односторонних экономических мер продолжается, «несмотря на то, что ГА ООН год из года категорически ее осуждает». «Попытки политического принуждения посредством санкций, торговых эмбарго и других мер предпринимаются не только в отношении развивающихся стран, сегодня введение односторонних санкций в обход Устава ООН стало чуть ли не нормой», – констатировала Равилова-Боровик, отметив, что Россия «твердо и последовательно» выступает против такой практики.
По словам российского представителя, страны, использующие такие методы, «не брезгуют нарушением принципа суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств не только в угоду своим политическим целям, но и в стремлении таким способом устранить конкурентов на рынке». Равилова-Боровик подчеркнула, что односторонние санкции «являются прямым нарушением принципов Устава ООН, норм международного права и правил многосторонней торговой системы». «Они подрывают само право государств на собственное развитие, препятствуют выполнению ими своих обязательств по обеспечению благополучия населения», – сказала представитель постпредства России при ООН.
«Дальше будет драка»
Пока страны проголосовали за постановку резолюции в повестку, а «дальше будет драка», заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО МИД Кирилл Коктыш. «Все зависит, кто и как подготовится к борьбе на открытой сессии Генассамблеи ООН, кто как выступит. Говорить, что она будет принята, то же самое, что перед боксерским поединком расписать все места», – резюмировал эксперт.
Коктыш напомнил, что одностороннее применение санкций является ко всему прочему и нарушением принципов ВТО – на что нашим «западным партнерам» указывал премьер-министр Дмитрий Медведев. Поэтому на международном уровне необходимо «обсуждение этих вопросов, вытаскивание на свет этих противоречий», полагает политолог.#{interviewpolit}
Пока же можно констатировать, что до Генассамблеи ООН дошла критика американской санкционной стратегии, с которой ранее неоднократно выступали Москва и Пекин, отмечает собеседник. «Понятно, что если вопрос включен в повестку дня, то кто-то его включал. И мы здесь сыграли далеко не последнюю роль. Сама по себе вода под камень не течет», – полагает Коктыш.
«Противоречит интересам всех сторон»
«Инициирование таких вопросов логично, потому что большая часть стран мира – это те, кто потенциально могут наказываться с помощью санкций, а не те, кто могут наказывать с помощью них. Это страны скорее зависимого развития, и в этом качестве уязвимые», – заметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
В частности, Китай, который в конце 1980-х – начале 1990-х сам пережил санкционную атаку США и их союзников (да и сейчас подвергается точечным ударам Вашингтона), последовательно выступает против американской практики «односторонних мер давления».
С началом санкционной кампании США и ЕС против России Пекин также недвусмысленно обозначил свою позицию. 11 октября прошлого года зампред госсовета КНР Ван Ян назвал введение западными странами санкций в отношении России ошибкой и подчеркнул, что Китай в принципе «выступает против оказания давления со стороны Запада» с помощью подобных мер. Наконец, председатель Си Цзиньпин, встречаясь в сентябре прошлого года со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко, заявил, что Китай считает западные санкции против России не только незаконными, но и контрпродуктивными.
Уговорить не удалось
Заметим, что в 2012 году США грозили односторонними санкциями Индии – причиной было названо то, что страна продолжала развивать торгово-экономические отношения с Ираном, а также из-за разногласий позиций Вашингтона и Дели о возможности сокращения импорта иранской нефти. А уже в августе 2014-го госсекретарь Джон Керри, прибыв в Дели, убеждал индийское руководство в необходимости подключиться к санкциям – теперь против России.
#{smallinfographicleft=749735}В это же время в Сеул с аналогичной миссией – «уговорить» руководство Южной Кореи – прибыл помощник главы Госдепа Питер Харрелл. Однако ни Индия, ни даже Южная Корея (считающаяся одним из ключевых союзников США в Восточной Азии) к антироссийским санкциям не присоединились.
Дело не столько в политической позиции, сколько в объективном экономическом интересе. Так, к примеру, посол Бразилии в Москве еще в прошлом году донес позицию своего правительства – страна не станет вводить санкции против России даже в том случае, если этого потребует Евросоюз. Результат налицо: по данным на конец ноября, в связи с российскими продуктовыми контрсанкциями Бразилия увеличила поставки своей сельхозпродукции почти на 25%.
Ярмо Острова свободы
Впрочем, удастся ли большинству в ООН «переубедить» главного инициатора односторонних санкций – большой вопрос. Примером может служить, пожалуй, самая долгая из санкционных кампаний в новейшей истории – против Кубы. Это наиболее «чистый» случай – санкции, например, против Ирана или Ливии все же были санкционированы решениями Совета Безопасности ООН.
Санкции против Кубы были введены в 1960 году, через год после кубинской революции. Начиная с 1992 года Генеральная Ассамблея ООН ежегодно принимала резолюцию с призывом к США снять эмбарго. Потепление в отношениях Вашингтона и Гаваны началось лишь в прошлом году, и отнюдь не по воле ООН, а по инициативе Барака Обамы. Да и то США сняли те санкции, отмена которых является прерогативой президента, Конгресс же по-прежнему не намерен дать добро на полное прекращение блокады Острова свободы.
Санкции, введенные более полувека назад, подразумевали полное эмбарго на поставки Кубе любых товаров, кроме продуктов питания и медикаментов, запрет на посещение страны и совершение любых сделок (в 1996 году Конгресс ввел дополнительные санкции против иностранных компаний, торгующих с Кубой). В 2007 году кубинское правительство оценило ущерб от эмбарго в 89 млрд долларов.
«Сугубо символическое решение»
Вето на резолюцию Генассамблеи США не могут наложить, как и Россия не могла наложить вето на резолюцию по Крыму, отмечает Михаил Ремизов. «Однако, даже если большинство поддержит резолюцию, она будет иметь сугубо символическое значение, – указал эксперт. – Это будет ни к чему не обязывающее решение. Парламентская ассамблея Совета Европы сколько таких решений приняла, из которых ничего не следует, в том числе и против России! Россия их спокойно игнорирует. И США будут так же спокойно игнорировать эти решения».
По мнению эксперта, метод санкций – это «один из аспектов мягкой силы США, способность принуждать без войны. Это важный механизм установления своих правил игры и поддержания своей власти в мировой системе, что абсолютно закономерно для страны, которая является лидером не только по показателям экономического и технологического развития, но и контролирует существенную часть стандартов и инфраструктур мирового значения, от которых критически зависимы очень многие страны», – подчеркнул Ремизов.
«США имеют инфраструктурную и экономическую власть в этом мире, и, естественно, они стремятся и будут стремиться в дальнейшем эту власть капитализировать», – резюмировал эксперт.