В четверг президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что девять государств Центральной и Восточной Европы договорились обратиться к НАТО с просьбой расширить присутствие альянса в регионе, сообщила Би-би-си.
Американцы пытаются создать раскол, чтобы, уходя из Европы и платя меньше, сделать европейцев более зависимыми
Ответ российской стороны последовал незамедлительно. Москва уже предупреждала о нежелательности и опасности возможного увеличения численности военнослужащих НАТО на границах с Россией, напомнил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. «Это то самое приближение НАТО и ее военной инфраструктуры к нашим границам. Это не новое явление, это явления, о нежелательности которых и опасности, с точки зрения последствий, мы говорим давно», – подчеркнул он.
Йоханнис уточнил, что считает необходимым усилить меры безопасности на восточных границах Европы и НАТО, а также упомянул угрозу с юга – в том числе из Сирии. По словам президента Румынии, помимо его страны, призыв к усилению присутствия НАТО в Восточной Европе поддержали Болгария, Чехия, Словакия, Венгрия, Эстония, Латвия, Литва и Польша. Официально просьба будет передана руководству альянса на саммите, который пройдет 4 ноября. Все упомянутые государства примут в нем участие.
При этом The Wall Street Journal со ссылкой на источники утверждает, что расширение присутствия НАТО на востоке Европы уже обсуждается в самом альянсе. В частности, рассматривается вариант, согласно которому в Польше и каждом из трех прибалтийских государств разместят по батальону численностью до тысячи военнослужащих. Однако официально эта информация не подтверждена. «Страны Восточной Европы в последнее время все больше опасаются за безопасность в связи с агрессивной, по их мнению, политикой Москвы», – утверждает американский портал. Ранее издание со ссылкой на источники в дипломатических и военных кругах заявило, что НАТО рассматривает возможность увеличения численности войск на границах с Россией. Так, один из планов Североатлантического альянса предполагает размещение батальонов численностью от 800 до 1 тыс. военнослужащих в каждом из четырех государств – Польше, Литве, Латвии и Эстонии.
В то время как союзники США и другие члены альянса поддерживают это предложение, власти Германии проявляют сдержанность, констатирует американское издание. Как отмечает WSJ, в приватных беседах с союзниками представители немецких властей заявляют, что не хотят обращаться с Москвой как с постоянным врагом или закрывать от нее Европу, несмотря на расхождения по Украине и другим вопросам. В НАТО считают, что Берлин вряд ли поддержит вариант с большим развертыванием войск, но может поддержать ограниченное увеличение, отмечает The Wall Street Journal.
«Американцы спешно ведут дело к конфронтации»
Президент Румынии делает заявления «не потому, что ему так хочется, а потому, что ему сказали». «Американцы, понимая, что их политика размывается, очень спешно ведут дело к созданию системы прямой конфронтации в Европе», – заявил газете ВЗГЛЯД декан факультета мировой политики и экономики НИУ ВШЭ Сергей Караганов, пояснив, что цель – воссоздание атмосферы холодной войны.
Полностью воплотить эту идею не получится, так как немцы, французы и основная часть континентальных европейцев не хотят создания системы такой конфронтации, однако частично какие-то силы могут разместить, и это будет еще один вопрос, который станет разъединять Россию и НАТО, еще один повод для дебатов, сказал эксперт. Кроме того, постоянное размещение батальонов будет прямым нарушением основополагающего акта Россия – НАТО и еще целого ряда договоренностей, добавил собеседник.
«С другой стороны, у нас с НАТО такие отношения, что они все могут нарушить», – сказал эксперт, напомнив, что как только начинается кризис в отношениях, «НАТО тут же прекращает диалог, что делает его вообще бессмысленным. Поэтому не известно, какими будут наши отношения через какое-то время».
#{smallinfographicleft=753692} «Очевидно, что американцы, англичане, часть восточноевропейцев, особенно поляки, часть прибалтов (влияние американцев на которых очень мощно и где сильны антироссийские настроения) хотят восстановления системы прямой конфронтации, хотя все серьезные люди понимают, что установление этой системы сделает эти страны в потенциальном конфликте гораздо более уязвимыми», – указал Караганов. Однако никто о реальном конфликте не думает, думают, как выполнить указания США, добавил политолог.
По его мнению, скорее всего, все закончится размещением дополнительных вооружений в странах Прибалтики. На вопрос, насколько это расколет страны ЕС, собеседник ответил: «Европа сейчас очень слаба и пытается спрятаться под крыло США, хотя никакой выгоды от этого европейцы не получают. Расколы в Европе идут по огромному количеству направлений. Поэтому предсказывать ситуацию трудно».
При этом «американцы, уходя из Европы, хотят оставить ее более зависимой от себя и для этого возродить в максимально возможной форме конфронтацию между Россией и значительной частью Европы. Для этого была осуществлена украинская операция», отметил Караганов.
Он пояснил, что Европа для США уже менее интересна, там, в частности, давным-давно резко сократилось их военное присутствие. «Европа все больше воспринимается как бремя, ненадежный союзник, за поддержание которого приходится очень дорого платить. Эта историческая тенденция очевидна последние лет 15–20 или даже больше. И в последние годы американцы пытаются создать раскол, чтобы, уходя и платя меньше, сделать европейцев более зависимыми», – резюмировал эксперт.
«Показатель степени деградации НАТО»
Теоретически размещение батальонов возможно, заявил газете ВЗГЛЯД замдиректора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. «Однако батальон – это сила настолько ничтожная, что само по себе обсуждение этого вопроса вызывает недоумение и показывает, до какой степени деградировало НАТО, лучшего показателя степени деградации просто не придумаешь», – заметил эксперт, пояснив, что «совершенно непонятно, от кого и от чего может защитить один батальон».
#{weapon}Он добавил, что в основополагающем акте Россия – НАТО не определено, что такое существенная сила, поэтому сложно говорить, что здесь нарушено. «На мой взгляд, батальон никак невозможно считать существенной силой, это вообще никакая не сила», – подчеркнул собеседник.
Их размещение нужно, «потому что НАТО необходимо изобразить, что оно еще существует», пояснил эксперт. «При этом старые члены НАТО – Германия и Франция – боятся ну хоть чем-нибудь рассердить Россию, чтобы, не дай бог, не возникло даже намека на конфронтацию», – указал Храмчихин. Он пояснил, что существующие санкции – это другая сфера, а «здесь речь идет о военной конфронтации, и ее они боятся просто панически».
Остальные же в лице Польши, Латвии, Литвы и Эстонии «боятся агрессии со стороны России, вот они и хотят хоть каких-нибудь сил для защиты, а остальное НАТО очень боится эту защиту предоставить, тем более что для этого практически не осталось ресурсов», резюмировал эксперт.
«Россия пусть даже не думает связываться с НАТО!»
Тем временем бывший посол США в Москве, а ныне заместитель генсека НАТО Александр Вершбоу на открытии в Мадриде конференции «НАТО и новый виток кризиса» в четверг заявил: силы быстрого реагирования альянса, штабы и учения в Восточной Европе должны «дать понять России, что ей не следует даже думать о том, чтобы связываться с НАТО».
При этом Вершбоу все же продемонстрировал миролюбие, заявив: «В наших интересах иметь отношения с Россией, если только мы сможем достичь того, чтобы напряженность не повышалась без необходимости». «Мы должны постоянно поддерживать большую прозрачность и предсказуемость в отношениях, чтобы избегать недопонимания, предотвращать инциденты, которых можно избежать, там, где наши силы могут соприкасаться: на Балтике, в Черном море или над Сирией», – пояснил замгенсека НАТО.
При этом он напомнил, что силы быстрого реагирования НАТО (Spearhead force) могут быть развернуты в течение нескольких дней, в восточных странах-союзниках были открыты шесть новых штабов, еще два собираются открыть, проводятся учения в странах Восточной Европы.
Кроме того, Вершбоу обратил внимание, что НАТО оказывает практическую помощь Украине через пять целевых фондов в таких сферах, как командование и управление, киберзащита, медицинская помощь. «Союзники поставляют Украине оборудование, а также проводят обучение военных и полиции», – сказал Вершбоу, добавив, что также «действуют крупные программы по улучшению обороноспособности с Грузией и Молдавией».
Силы НАТО должны концентрироваться «на вызовах, исходящих от России и с юга», подчеркнул Вершбоу. В этом контексте он выделил систему ПРО и напомнил, что на испанской военной базе Рота базируются четыре американских эсминца с баллистическими ракетами.
«Теоретически у России есть возможность помочь уничтожить ИГИЛ* и прекратить войну в Сирии, способствуя установлению столь нужной стабильности в регионе. Но в реальности ее действия только продлевают войну, усиливая страдания людей», – добавил Вершбоу. Однако, «вместо того, чтобы бороться против ИГИЛ на стороне коалиции стран региона и союзников по НАТО во главе с США, Россия концентрирует свою огневую мощь на укреплении позиции своего «клиента», режима президента Асада», сказал заместитель генсека альянса.
Он напомнил, что на саммите НАТО в Уэльсе в сентябре 2014 года лидеры стран – членов альянса договорились в течение ближайших десяти лет увеличить расходы на оборону до 2% ВВП. «Многие страны справились с этой задачей и реализуют это обещание на практике, – сказал Вершбоу. – Я надеюсь, что три страны – Испания, Италия и Португалия – скоро присоединятся к ним».
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, за последние полтора года интенсивность боевой подготовки войск НАТО у российских границ существенно выросла, а в условном противнике, с которым борются союзники на учениях, Минобороны России усматривает образ российских войск. Президент Владимир Путин также отмечал, что Россию беспокоит не продвижение «демократии» к ее границам, а продвижение военной инфраструктуры НАТО.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ