Эти две скандальных публикации появились почти одновременно в минувшие выходные.
Первая такова. В интервью немецкому журналу Focus президент Литвы Даля Грибаускайте сравнила президента Путина со Сталиным и Гитлером – он якобы «использует национальность в качестве предлога, чтобы военными методами захватить страну», «это в точности то же самое, что делали Сталин и Гитлер. Такое сравнение абсолютно соответствует действительности».
Сохранить настоящую независимость Польше, как и Прибалтике, можно только одним способом – не делать отношения с Россией заложником чужих игр и стратегий
Литовский лидер отметила, что не только украинцы, но и жители стран Балтии и Польши чувствуют агрессию со стороны России. Она назвала Путина очень расчетливым, отметив, что ему нельзя доверять и он выполняет свои обещания, только если это приносит ему выгоду. «Балтийские страны никогда не загоняли в угол российского президента резкой риторикой. Россия же, в свою очередь, годами оказывала давление, используя для этого прежде всего энергетическую зависимость». Заодно Грибаускайте сравнила Путина еще и с русской императрицей: «Путин считает, что его миссия – защищать восточное полушарие. Он мыслит категориями времен Екатерины Великой. Вот таким странным образом изменился его характер».
Подобная риторика со стороны Вильнюса уже вызвала отповедь Москвы. Но, впрочем, она не слишком удивительна, учитывая, что для демонизации России западная пресса все последние месяцы активно использует сопоставление Путина с Гитлером. Принц Чарльз говорил о том же самом, правда, в частном разговоре – а теперь глава Литвы решила публично озвучить то, к чему хотят приучить европейцев их правители. Точнее, даже англосаксы: не случайно сравнение России с фашистской Германией – один из любимых приемов именно США и Великобритании, а также их европейских симпатизантов, будь то французские интеллектуалы или польские политики. Страх перед Россией снова становится оружием геополитического масштаба – по нему бьют как по слишком много возомнившей о себе старой Европе, так и по российским интересам на постсоветском пространстве. Вот и Грибаускайте подробно расписывает, как Россия, по ее мнению, угрожает прибалтам:
«Россия пытается оказывать влияние на так называемые постсоветские территории и сделать так, чтобы страны Балтии по-прежнему зависели от нее экономически, энергетически и политически. Также хочет заставить их быть менее активными и лояльными странами НАТО и ЕС... Кроме того, мы получаем информацию, что в других странах Балтии, не в Литве, поскольку мы в этом плане крепче, ведутся переговоры с некоторыми политиками, поступают предложения с Востока, к примеру, что если они выйдут из НАТО, то получат более дешевый газ или нефть».
Действительно, ужас – Москва хочет нормальных отношений со странами, в которых около трети населения составляют русские! Не хочет, чтобы они входили во враждебные ей альянсы и предлагает за это экономические льготы. Какое наглое коварство! Нет, прибалты и дальше будут верны своему атлантическому выбору, обслуживая интересы заокеанских и заморских геополитиков на европейском и русском фронтах.
В начале этого месяца после встречи с Обамой в Варшаве Грибаускайте заявила, что очевидно, что США возвращаются в Европу, и выделение Вашингтоном миллиарда долларов на усиление обороны Европы «для стран Балтии и Польши означает дополнительные гарантии безопасности – непосредственно от Соединенных Штатов». Мы видим беспрецедентные гарантии безопасности для балтийских стран и Польши, сказала тогда Грибаускайте, и эти гарантии будут увеличиваться настолько, сколько потребуется для обеспечения полной безопасности и отпугивания «тех, кто хотел бы продемонстрировать свои мускулы и агрессию по отношению к соседним государствам».
В качестве примера она упомянула военные учения в Литве: «У нас действительно сейчас проводятся очень большие учения, причем долгосрочные – одни учения сменяются другими, в них участвуют и будут участвовать разные страны. Масштабы учений для нас поистине невиданные, и конкретно в июне скоро начнутся учения, на которые из Дании прибудут более тысячи военнослужащих с танками».
При том, что угроза вторжения России в Прибалтику существует только в воображении тамошних правителей, заявления Грибаускайте имеют вполне конкретного адресата – США. Ведь именно Обама в начале месяца в Варшаве заявил, что «американская – самая сильная армия в мире – никогда не оставит не только Польшу, но также и прибалтийские государства».
Ориентированная на США элита прибалтийских стран считает Америку главным гарантом своей независимости (точнее даже – той формы ограничения прав русских, на которой построена их государственность) и именно поэтому так стремилась вступить в НАТО. Учитывая, что это вполне отвечает планам США по сдерживанию России и недопущению реинтеграции постсоветского пространства, прибалтийским элитам кажется, что они хорошо справляются с ролью борцов за независимость. Впрочем, неизвестно, что они думают на самом деле – по крайней мере, опубликованные в воскресенье прослушки частных разговоров польского министра иностранных дел Радослава Сикорского демонстрируют нешуточное раздвоение сознания восточноевропейских элит. И это вторая публикация, которую хочется отметить.
Материал еженедельника Wprost вызван внутриполитическими причинами – Польша балансирует на грани отставки правительства и внеочередных выборов – но интересен вне зависимости от этого. Опубликованы, в частности, телефонные разговоры Сикорского с министром финансов Яцеком Ростковским, состоявшиеся то ли в начале этого года, то ли прошлым летом. Сикорский жалуется на то, что у поляков нет гордости:
«Ты знаешь, польско-американский союз ничего не стоит. Напротив, он даже вредит. Потому что он создает у Польши фальшивое чувство безопасности... Это полное дерьмо. Так как мы перессоримся с Германией и Россией и будем считать, что все супер, потому что мы ублажаем (Сикорский использовал гораздо более грубое сравнение сексуального характера) американцев как неудачники. Полные неудачники».
И это тот самый Сикорский, который совсем недавно сетовал на то, что Польша является членом НАТО в течение последних 15 лет, но до сих пор единственным постоянным военным учреждением НАТО на ее территории остается один учебный центр: «Существуют серьезные базы в Великобритании, Испании, Португалии, Греции, Италии... Почему бы не здесь, в Польше?» Сикорский, который, будучи министром обороны, продвигал размещение американской ПРО в Польше. И, оказывается, даже такой проамериканский политик считает ставку на Америку вредной.
«Суть высказываний Сикорского говорит о его политическом реализме. А форма в виде использования крепких выражений в отношении США – это, наверное, своеобразный ответ Польши на обидные и грубые высказывания Нуланд в адрес Евросоюза», – уже заявили в российском МИДе.
Хотя сам министр отрицает факт разговора, очень похоже, что опубликована подлинная запись. Попытки объяснить, что министр мог думать так несколько месяцев назад, а теперь, после Крыма, его позиция изменилась, ничего не меняют. Потому что министр говорит горькую правду, которую поляки сейчас не готовы признать публично.
Польша, которая задолго до Украины привыкла строить свою геополитическую стратегию на том, что она «не Россия», имеет все-таки немалый печальный опыт участия в различных антироссийских проектах. Страна, которая исторически и географически обречена на выстраивание нормальных отношений с Берлином и Москвой, упорно делала ставку на заигрывание с внешними силами, а те использовали ее для ослабления немцев или русских. Вдобавок и сама польская элита считала себя выше своих соседей – за что в итоге не раз расплачивалась вся страна. Но если освободить русских, белорусских и украинских крестьян от гнета польских помещиков Россия все-таки смогла, то избавить польскую элиту от русофобского комплекса не в силах Москвы.
Но проблемы у поляков не только с Россией – однозначно проамериканская ориентация Варшавы уже заслужила ей в Евросоюзе репутацию «пятой колонны». Сикорский прекрасно понимает, что плохие отношения с Берлином и Москвой – это то, что на самом деле в корне противоречит польским национальным интересам. И он знает, что за последние два с половиной столетия именно в ситуации, когда Варшава умудрялась стать головной болью для немцев, ее независимость вдруг куда-то испарялась – да, при участии русских, но вовсе не по нашей инициативе. Понимает Сикорский и то, что Обама – не Наполеон и воевать за Польшу не будет. Тем более что даже у императора (который, конечно же, воевал вовсе не за восстановление польской государственности) ничего не получилось.
Сохранить (а точнее даже – вернуть) настоящую независимость Польше, как и Прибалтике, можно только одним способом – не делать отношения с Россией заложником чужих игр и стратегий, не настраивать свой народ (тем более когда, как в Прибалтике, он на треть русский) против России, не раздувать «русскую угрозу» на пустом месте для того, чтобы понравиться тому, кто сегодня кажется им мировым гегемоном. Потому что времена меняются, «гегемоны» приходят и уходят – а Россия остается.