Президент Грузии Георгий Маргвелашвили заявил о готовности встретиться с российским коллегой Владимиром Путиным и выразил надежду на установление рациональных отношений. Как ранее отмечала газета ВЗГЛЯД, в интервью телекомпании «Имеди» грузинский лидер сказал: «Путин – лидер той страны, с которой я должен рассмотреть, постараться и урегулировать отношения». «Если будет повестка дня, которая касается отношений России и Грузии, конечно, я с Путиным встречусь, – сказал Маргвелашвили. – Мы знаем, что со стороны России есть готовность к встрече».
В нашей стране нет влиятельных пророссийских политических сил
Грузинский президент сказал, что хотел бы обсудить в случае встречи с Владимиром Путиным такие вопросы, как территориальная целостность, возвращение беженцев.
В свою очередь, как передает портал «Новости-Грузия», государственный министр Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия Паата Закареишвили заявил: «Путин человек, и как он может быть врагом (страны)? Чьим врагом он может быть? Человек не может быть врагом государства, будь он Путин или кто-то другой. Врагом государства может быть только государство».
Поясним, что до нынешнего года министерство, которое возглавляет Закареишвили, называлось министерством реинтеграции и курировало участие Грузии в решении абхазского и югоосетинского конфликтов. Министром реинтеграции Закареишвили был назначен осенью 2012 года – то есть с момента прихода к власти коалиции «Грузинская мечта», демонтировавшей режим Михаила Саакашвили. Республиканская партия, одним из лидеров которой был Закареишвили, вошла в число учредителей «Грузинской мечты».
Другой выдвиженец коалиции, премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, на пресс-конференции в минувшую пятницу назвал «провокационным» вопрос журналиста о том, является президент России Владимир Путин «врагом Грузии и Украины» или нет.
«Враг Грузии – Саакашвили», – сказал премьер-министр. Кроме того, действующий глава правительства назвал экс-президента «предателем». Слова премьер-министра вызвали дискуссии в политической элите Грузии.
Экс-председатель парламента, лидер оппозиционного «Объединенного демократического движения» Нино Бурджанадзе заявила, что «Путин не враг Грузии», и сослалась при этом на неоднократные встречи с президентом России. Что же касается ушедшей в оппозицию партии Саакашвили «Единое национальное движение», то ее представители неоднократно подвергали нынешние власти критике за отказ прямо назвать российского лидера «врагом».
Впрочем, из заявлений тбилисских властей отнюдь не следует, что восстановление диалога с Москвой будет легким делом. В уже упомянутом интервью президент Грузии Маргвелашвили сказал, что сегодня политика России по отношению к Грузии «враждебная и агрессивная». «Есть грузинский «Закон об оккупированных территориях», у Грузии нет дипломатических отношений с Россией», – в свою очередь напомнил Паата Закареишвили.
Газета ВЗГЛЯД поговорила с государственным министром Грузии по вопросам примирения и гражданского равноправия о возможности восстановления российско-грузинских отношений и о том, что этому мешает.
ВЗГЛЯД: Господин Закареишвили, президент и премьер-министр Грузии высказали готовность встретиться с президентом России. Известно ли вам что-либо о начале подготовки такой встречи, и что она могла бы принести?
Паата Закареишвили: Я полагаю, что если начнется обсуждение этого вопроса, то это произойдет в формате регулярных встреч заместителя министра иностранных дел России Григория Карасина и специального представителя премьер-министра Грузии по вопросам России Зураба Абашидзе. После того, как лидеры двух стран начали говорить о такой возможности, Карасин и Абашидзе еще не встречались.
Я уверен, что встреча на высшем уровне нуждается в тщательной подготовке. Это не должна быть встреча ради встречи. Там должно быть продвижение вперед по каким-то вопросам. В первую очередь по тем, из-за которых между двумя странами нет дипломатических отношений. Это Абхазия и Южная Осетия. Лично я на сегодня не вижу готовности России пересмотреть свои позиции по Абхазии и Южной Осетии.
#{interviewpolit}ВЗГЛЯД: Как в Грузии относятся к тому, что представители окружения экс-президента Михаила Саакашвили назначаются в правительство Украины, а сам Саакашвили, объявленный на родине в розыск, консультирует власти в Киеве? Может ли это серьезно повредить отношениям Грузии и Украины?
П. З.: Если не будут назначаться такие люди, против которых в Грузии возбуждены уголовные дела, то пока это никак не повлияет на наши дружественные связи. В ином случае я бы оценил это как недружественный шаг.
Что касается советов Саакашвили в Киеве, я был здесь его оппонентом, видел, как он и его команда пустили Грузию под откос. Все те проблемы, которые существуют сегодня в Грузии, особенно по отношению к России, они, конечно, и на его совести тоже.
Его волюнтаристская и авантюристическая политика привела к тому, что мы имеем. Это была непрофессиональная, некомпетентная политика. Поэтому я сомневаюсь, чего он и его люди могут добиться на Украине. Дай бог, чтобы они научились на собственных ошибках и на Украине не повторяли бы их. Я же желаю украинскому народу только успехов.
ВЗГЛЯД: Уходя в отставку с поста министра обороны, лидер «Свободных демократов» Ираклий Аласания начал разговор об опасностях курса Грузии на европейскую интеграцию. Может ли быть подвергнут изменениям этот выбор Грузии, есть ли в Грузии влиятельные силы, выступающие за сближение с Россией? Как объяснить, что, по всем опросам, граждане Грузии в своем большинстве хотят улучшения отношений с Россией, а страна движется на Запад? Нет ли в этом противоречий?
П. З.: По-моему, Аласания сгоряча подставил под сомнение европейский выбор Грузии. Потом он и его команда предстала перед публикой с другой повесткой. Все убеждены, что никакого изменения курса Грузии на Европу нет. Грузия уверенно идет в сторону западных институтов.
В нашей стране нет влиятельных пророссийских политических сил. Все хотят улучшения отношений с Россией, однако, если опираться на итоги всех последних выборов в Грузии с 2012 года, парламентских, президентских и местных, то можно увидеть, что 80 процентов населения Грузии голосует за те партии и политические силы, которые четко и однозначно предлагают европейские, евроатлантические направления.
Мы стремимся в сторону Европы, и мы не хотим, чтобы отношения с Россией помешали бы нам в этом. Поэтому улучшение с Россией очень важно в первую очередь, чтобы это не мешало нашему движению на Запад.
ВЗГЛЯД: Глава Чечни Рамзан Кадыров заговорил о возможном строительстве автомагистрали или даже железной дороги между Россией и Грузией через Чечню. Что вы знаете об этом проекте, может ли он или какой-то иной инфраструктурный проект пойти на пользу для взаимодействия двух стран?
П. З.: Я думаю, эти заявления господина Кадырова ничем не подкреплены. Может, он выдает идею за действительность. Никаких переговоров по этим вопросам нет. Как и по открытию железнодорожного движения на абхазском участке.
ВЗГЛЯД: Несколько граждан Грузии из Панкисского ущелья погибли в Сирии, сражаясь в рядах «Исламского государства*». Как к этому относится правительство Грузии, нет ли в этом опасности для самой страны? Не станет ли Панкисское ущелье вновь горячей точкой, прибежищем для боевиков?
П. З.: Со всем этим должно разбираться следствие. Все факты надо перепроверять. Как государственный чиновник пока воздержусь от скороспелых оценок. В Панкиси ситуация спокойная. Никаких волнений и нестабильности там нет.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ