Глава Чечни Рамзан Кадыров накануне принял участие в открытии после реконструкции мемориала «Дади-Юрт». По версии чеченских историков, он расположен на месте, где находилось уничтоженное по приказу генерала Алексея Ермолова 14 сентября 1819 года одноименное село. Памятник находится при въезде в село Хангаш-Юрт. Реконструкцию курировал депутат Госдумы Адам Делимханов.
#{image=745292}Как сообщает сайт чеченского правительства, мероприятие было приурочено ко Дню чеченской женщины. Выступивший на нем Рамзан Кадыров обратил внимание на масштабность трагедии в Дади-Юрте. По его словам, из подобных трагедий необходимо извлекать правильные уроки.
«Наш первый президент – Герой России Ахмат-Хаджи Кадыров – ставил своей целью не просто остановить войну, но и покончить с ней раз и навсегда. А наша задача – выполнять все его заветы, чтобы больше никогда не было печальных страниц в истории нашего народа», – сказал Кадыров, добавив, что значительную роль в сохранении мира и гармонии играют женщины.
14 сентября 1819 года по приказу генерала Ермолова имперские войска штурмом взяли село Дади-Юрт. Сопротивление оказывало все население аула. После сражения село было полностью сожжено. 140 женщин и детей оставлены в живых и взяты в плен. На следующий день при переправе через Терек 46 пленных девушек, хватая с собой конвоиров, бросились в бурную реку. В память об этом событии по инициативе Кадырова был учрежден День чеченской женщины, который отмечается ежегодно в третье воскресенье сентября.
Ермолов объяснял свои действия тем, что жители Дади-Юрта были склонны к разбою и разбогатели за счет набегов на казачьи поселения Кавказской линии. Российские историки утверждали, что при штурме села его защитники убивали собственных женщин и детей, чтобы те не попали в плен.
«Унизить своих победителей задним числом»
Впервые памятник появился в 1990 году. Тогда это был просто курган с установленными на вершине несколькими надгробными плитами. С тех пор он дополнялся. Предпоследняя реконструкция произошла в 2009 году. В июне текущего года по инициативе Кадырова была проведена капитальная реконструкции сооружения.
Памятник представляет собой композицию в виде горной гряды, посередине которой возвышается чеченская боевая башня. Территория вокруг облагорожена, установлены фонарные столбы, сам памятник подсвечивается, через канал к нему ведет мост.
На открытие памятника тотчас отреагировали в блогсфере. Блогер Николай Троицкий посетовал, что «памятник генералу Ермолову в Грозном, который он основал, снесенный еще в 90-е годы прошлого века, так и не восстановлен». Зато, пишет блогер, воздвигается некая горная гряда с башней, посвященная женщинам, сопротивлявшимся армии Ермолова.
«Если глава Чеченской Республики на самом деле хочет окончательно перевернуть печальные страницы нашей совместной российско-чеченской истории, то не следовало бы отвечать памятником на памятник и растравлять раны от былых подвигов, неважно, подлинных или вымышленных. Иначе может возникнуть впечатление или ощущение, будто чеченские руководители пытаются отомстить за исторические унижения своего народа и унизить своих победителей задним числом», – считает Троицкий.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в понедельник президиум движения «Офицеры России» обратился к президенту Владимиру Путину с призывом установить в Москве памятник Ермолову. «Инициатива связана с тем, что Кадыров открыл памятник женщинам, которые убивали русских солдат. В частности, они их хватали и вместе с ними падали в реку», – сообщил член президиума «Офицеров России» Павел Пятницкий.
Пятницкий призвал вспомнить о причинах похода войск Ермолова в Дади-Юрт. «Это была адекватная реакция на нападения чеченцев на села, русских солдат и лояльных Российской империи местных жителей», – сказал он. По мнению Пятницкого, инициатива Кадырова, главы республики и Героя России, сомнительна.
«Я уже направил обращение президенту России Владимиру Путину с просьбой дать оценку действиям Кадырова как главы республики, – заявил Пятницкий. – Я считаю, что Ермолов – фигура, сравнимая со Столыпиным. Он, кстати, тоже личность весьма неоднозначная, но памятник ему стоит около Дома правительства в Москве. Я считаю, что памятник Ермолову должен стоять на почетном месте в одной из столиц».
«Я не видел более пророссийского человека»
Первый заместитель руководителя департамента по связям с религиозными и общественными организациями администрации главы Чечни Абдулла Истамулов убежден, что открытие памятника не может каким-то образом оскорбить чувства остальных россиян.
«Я не думаю, что это антироссийский поступок или проба переписывания истории. Я не видел более пророссийского человека, чем Рамзан Кадыров», – заявил Истамулов газете ВЗГЛЯД.
По мнению политолога, чеченцы имеют право увековечивать свою историю: «Для Рамзана Кадырова и очень многих людей из Чеченской Республики это факт истории, о котором забывать нельзя. Это подтверждение исторического факта как такового. Если Ермолов или кто-то еще для кого-то в стране являются в определенной степени героями, то для других они могут таковыми не являться».
Истамулов уверен и в том, что современные чеченцы не питают русофобских чувств. «Страна позволила нам быть такими, какие мы есть сегодня. 300 лет Чечня противостояла Российской империи только из-за одного – из-за свободы, а свобода для чеченца – это возможность исповедовать свою религию и следовать своим традициям. Сегодня у нас этой возможности вдоволь, чеченцам выгодно жить в России, чеченцы Россию любят», – сказал он.
«Выстраивать будущее, а не искать расколы в прошлом»
Член СПЧ, эксперт по Кавказу Максим Шевченко считает прекрасным жестом участие Кадырова в церемонии. «Он сказал очень разумные слова. Надо чтить героизм и историю народов нашей страны. Мы, русские, не шовинисты. Царская Россия вела кавказские войны чудовищно жестоко, истребляя огромное количество людей. Целые местности на Кавказе опустели после действий царских войск, особенно в бытность Ермолова это послужило поводом к дикому ожесточению местного населения», – сказал Шевченко газете ВЗГЛЯД.
Шевченко напомнил легенду про взятого в плен имама Шамиля и Ермолова. Шамиль сказал: «Ермола, если бы ты не был таким жестоким, то и крови такой бы не было».
«Симпатии русских людей, которые могли сражаться, внутренне на самом деле были на стороне горцев. Это совершенно ясно чувствуется в поэме Лермонтова «Мцыри». Сейчас у нас есть шанс положить конец вековой вражде и дать оценку как злодейству, так и героизму почти 300-летней Кавказской войны с обеих сторон: храбрость проявляли русские солдаты, безумную храбрость проявляли и горцы, защищая свою землю и свободу», – считает Шевченко.
Эксперт предложил адекватно отнестись к открытию памятника и внимательно изучить историю с точки зрения горцев.
«Напомню, это не чеченцы Москву разоряли. Это Ермолов сжигал дотла чеченские аулы, – считает эксперт. – Надо написать академическую историю Кавказской войны. В наше время ни одной серьезной книги не написано об этом – только беллетристика одна. Памятник этим женщинам – это памятник героизму. То, что сказал Рамзан про своего отца, – на самом деле Ахмат-Хаджи был тем человеком, который, преодолевая ненависть и оскорбления, шагнул навстречу России в самый трудный момент для чеченского народа. Он был тем символом, который положил начало миру и взаимному развитию, а не бесконечным нападкам».
При этом Шевченко уверен, что церемония в Хангаш-Юрте не вызовет неприязни к русскому народу.
«В данном случае русский народ и империя – не одно и то же. Русский народ – это «Хаджи-Мурат» Толстого. Мне кажется, что русские с уважением относятся к героям других народов, тем более что эти народы сейчас живут в единой федерации. Мы не царская Россия и не сталинский Советский Союз. Мы должны жить в ситуации уважения к исторической памяти друг друга. Мы должны выстраивать будущее, а не искать расколы в прошлом», – призвал Шевченко.