В том, что у вождя белоленточного протеста есть сторонники в Москве, как-то не принято сомневаться. Для победы на выборах или даже для выхода во второй тур недостаточно, но для создания атмосферы массовой истерии вполне хватит. Казалось бы, беловоротничковые, креативные, небедные, да к тому же и молодые поклонники вполне могли бы обеспечить своему кандидату проведение шумной, но чистой кампании – ведь на «честности» и строится вся пропаганда «машины добра». Поэтому на первый взгляд кажется странным, что сам Навальный решил так серьезно подставиться сразу по двум основным направлениям своей кампании: финансовым и человеческим ресурсам.
У Навального может возникнуть ощущение, что раз власти так хотели, чтобы он был на выборах, то теперь ему все можно
В понедельник Генеральная прокуратура сообщила, что по результатам проверки подтверждаются сведения об иностранном финансировании избирательной кампании Навального: «В частности, установлено, что через электронную платежную систему «Яндекс-деньги» свыше 300 иностранных юридических и физических лиц, а также анонимных жертвователей из 46 стран мира (в том числе США, Финляндии, Великобритании, Швейцарии, Канады) с 347 IP-адресов направили в электронные кошельки А. Навального и членов его предвыборного штаба Н. Н. Ляскина, К. С. Янкаускаса и В. Л. Ашуркова деньги на избирательную кампанию».
Эти материалы, сообщили в Генпрокуратуре, направлены в МВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Мотив прокуроров понятен: по закону запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды иностранным организациям и гражданам, а также анонимным жертвователям.
«Генпрокуратура действует, исходя не из политических соображений, а из того, видит ли она нарушения или нет, – говорит профессор НИУ-ВШЭ, политолог Олег Матвейчев. – Если она их видит, то, естественно, она хочет в этом разобраться. И подозрения ее вполне могут быть справедливы. Система краудфайдинга позволяет получать деньги и от зарубежных граждан: со счетов или с банкоматов. Таким образом происходит отмыв денег. Одно дело, когда частное или юридическое лицо переводит деньги на счет избирательного фонда, и совсем другое, когда их посылает неизвестно кто».
Разобраться, впрочем, можно и в этом «темном лесу» – если удастся отследить происхождение средств и доказать, что эти нарушения превышают 5% от общего размера избирательного фонда (что может стать основанием для отмены регистрации кандидата), то, по мнению Матвейчева, силовые органы не остановятся перед обращением в суд.
Штаб Навального* и сам кандидат отреагировали на претензии в обычном стиле: нет никаких иностранцев, прокуратура все выдумала. Навальный вообще сообщил: «Все платежи приходят на расчетный счет в Сбербанке. Все платежи проверяются Мосгоризбиркомом. Если они нам говорят: платеж незаконный, не указано отчество, или дата рождения, или тем более гражданство, – мы возвращаем платеж». Между тем в сообщении Генпрокуратуры идет речь об электронных кошельках Навального и его доверенных лиц, а сам кандидат делает вид, что не понимает, о чем речь, и рассказывает про счет своего избирательного фонда.
Не видит разницы? Нет, просто продолжает уверять всех и вся, что, когда «члены команды Ашурков, Бескоровайный, Янкаускас и другие перечисляли деньги в фонд, они перечисляли свои деньги, а потом желающие им компенсировали и точно так же указывали все необходимые реквизиты». Не знаю, чьи именно деньги перечисляли работники штаба, но в отношении «простых» жертвователей все тоже непросто. Так, на прошлой неделе широко обсуждалась информация о том, как серией одинаковых платежей из двух московских банков в течение двух часов на счет Навального было зачислено более 600 тыс. рублей. Понятно, что и «компенсации» на счета доверенных лиц Навального шли самые разнообразные: и анонимные, и без указания всех данных отправителя (например, гражданства) или с указанием неверных данных.
Даже основатель МММ Сергей Мавроди поразился ушлости юристов Навального: «Помните, как Ульянов-Ленин в свое время говорил? «Формально правильно, а по существу издевательство». Вот здесь то же самое. В чем суть схемы? Граждане не напрямую переводят деньги на специальный избирательный счет нашего многоуважаемого (и наичестнейшего!) кандидата, как того требует закон, а неким третьим лицам – на «Яндекс-кошельки». А те уже переводят их непосредственно г-ну Навальному. От своего имени, заметьте, переводят. Зачем все это надо, все эти сложности? А очень просто. Схемка позволяет обходить накладываемые законом ограничения. Ведь платежи через «Яндекс-кошельки» анонимные. А значит, можно получать деньги от иностранных граждан и организаций, лиц без гражданства и пр. и пр. Там целый список есть в законе, кому нельзя. А по этой схемке – можно!»
Впрочем, теперь Навальный пытается исправить проколы – так, он пишет о том, что «сейчас «Яндекс-деньги» переводятся вообще напрямую на счет в Сбербанке», и приводит образец заполнения платежа, где необходимо указать паспортные данные и гражданство отправителя. Но вот беда – это опять-таки платеж «добровольного пожертвования в избирательный фонд кандидата Навального», а претензии прокуратуры вызвало в том числе и пополнение электронных кошельков соратников кандидата. Но на эту тему Навальный предпочитает молчать.
Проблема в том, что юристы Навального сами загнали себя в угол, выбрав серую схему финансирования, а именно ей является двухступенчатая схема наполнения избирательного фонда.
«Сама схема с «Яндекс-деньгами» была выбрана по необходимости – Навальный нуждался в оперативном сборе средств, а банковские платежи – это достаточно долгая процедура, к тому же вынуждающая людей задуматься, ведь им нужно предоставить о себе всю информацию, – считает генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. – С точки зрения избирательного процесса сбор денег через банки был более рискованным, поэтому решили пойти более легким путем».
Но найдя лазейку в избирательном законодательстве, в том числе и по отношению к виртуальным платежам, советники Навального, наверное, думали, что максимум, что можно будет им предъявить, – это нарушение духа закона, а не буквы. Но, судя по всему, Генпрокуратура так не считает.
«Яндекс-кошелек» – этот огромный прокол штаба Навального, – говорит член Общественной палаты, проректор РЭУ им. Плеханова Сергей Марков. – Они создали предпосылки для свободного потока средств из-за рубежа. Например, классический вариант – российские эмигранты в Лондоне. Большой частью они уехали туда, потому что они не любят власть, не любят страну, многих из них преследовали за то, что они грабанули собственную страну. Хотя они и получили английское гражданство, но в Лондоне не пристроились, в том числе и из-за своих полукриминальных замашек, им скучно там, они целыми днями сидят в русской блогосфере, прикипели к информации о России. Они более чем критически настроены к власти и решили поддержать Навального. И перечислили ему деньги».
Как думает Марков, таких людей довольно много: «Они и на испанском берегу сидят, и в Израиле, и в других местах. Как их отследить? Спецслужбы это могут сделать. Так что штаб Навального сам создал для него такую ловушку. Непонятно, правда, является все-таки это ошибкой или сделано специально».
В то, что штаб Навального специально нарывается на снятие кандидата, сложно поверить – скорее речь идет о «головокружении от успехов», лишь усиливающемся от безнаказанности кандидата. И которое нужно каким-то образом остановить.
«Иначе у Навального может возникнуть ощущение, что раз власти так хотели, чтобы он был на выборах, то теперь ему все можно, – говорит Олег Матвейчев. – Так что давайте я сейчас буду насиловать и убивать или как минимум полностью финансироваться западными источниками и нарушать законы о СМИ и выборах, вы все равно меня не снимите, ха-ха-ха. Понятно, что такая позиция будет наказана, потому что силовые органы у нас получают деньги за то, что следят за соблюдением законов. Поэтому если Навальный переступит черту, то получит по шапке».
По мнению Матвейчева, само обращение к технологии сбора пожертвований очень хорошо характеризует тот подход к выборам, который применяет Навальный:
«Яндекс-кошелек» был выбран Навальным не только из-за легкости зачисления средств. Есть важная разница между русскими и американцами: русские считают, что если они с кем-то воюют, то они же и несут все затраты на войну – своими ресурсами, деньгами. А американцы делают по-другому – они считают, что побежденный должен еще и заплатить за войну. В этом смысле технология Навального совершенно американская: почему я должен тратить свои деньги или деньги своих покровителей и олигархов? Есть же лохи, которых я околпачил, пусть они и платят за свою же собственную дурость. Есть у меня несколько десятков тысяч читателей в «Живом Журнале», других соцсетях, почему они должны просто так читать меня – пускай раскошеливаются, бараны».
Шансы на снятие Навального с выборов за нарушения в финансировании кампании эксперты оценивают как достаточно низкие, хотя полностью такого варианта и не исключают.
«Власть сделала все для того, чтобы Навальный участвовал в выборах: ему собрали подписи, выпустили из-за решетки, – говорит Олег Матвейчев. – Совершенно абсурдно считать, что теперь власть решила снять его с выборов из-за нарушений в финансировании, вследствие поступлений средств из-за рубежа».
А генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает, что претензии Генпрокуратуры не только не приведут к лишению Навального регистрации в качестве кандидата в мэры, но, напротив, будут положены в копилку сбора голосов протестного электората: «Прокуратура только помогает ему делать избирательную кампанию». У Навального, по мнению Мухина, очень хорошие юристы, они уже наверняка выработали схему по нейтрализации подобного рода претензий: «Поступившие от иностранцев и анонимные платежи можно будет потом вернуть».
Понятно, что отношение властей к Навальному определяется не конкретными нарушениями в ходе его избирательной кампании, а общей оценкой того допустимого урона, который еще можно от него стерпеть.
«Во власти, как мне кажется, борются две основные группировки, – говорит Сергей Марков. – Одна считает, что ради легитимности выборов любым путем нужно держать в кампании Навального, а другая полагает, что как революционер и смутьян он создает проблемы и легитимизирует антисистемную, взрывоопасную политику».
По мнению Маркова, Собянин делал все для того, чтобы Навальный принимал участие в выборах: защищал его, лоббировал, добился того, чтобы его из тюрьмы освободили.
«А противники участия Навального говорили: Сергей Семенович, все равно Навальный вас подставит. И события последних дней (в том числе и история с квартирой Собянина) показывают, что Навальный проводит резко негативную кампанию, работает не на укрепление легитимности выборов, а на ее подрыв», – рассказал Марков.
Гастарбайтеры для Навального
Если схемы с финансированием кампании штаб Навального подправляет прямо по ходу кампании, то с привлечением людского ресурса самые интересные выдумки еще только начинают внедряться. Так, на днях штаб открыл сайт «МосВписка» – специально для привлечения в Москву бесплатной рабочей силы.
«Десятки тысяч наших сторонников в регионах мечтают активно помочь кампании Навального, и у кого-то из них даже есть для этого достаточно свободного времени: чем заняться студенту в августе? – рассуждает глава штаба Волков. – И даже на билеты в Москву наскрести можно, но отпугивает стоимость ночлега, который в столице непомерно дорог. Именно эту проблему призвана решить «МосВписка». Вы готовы приехать в Москву за свой счет, чтобы участвовать в главном политическом событии последних 15 лет? Мы рассчитываем, что благодаря «МосВписке» на последний месяц кампании в Москву приедут сотни мотивированных молодых людей, которые резко усилят наши агитационные возможности, которые проявят себя и станут ядром будущей региональной структуры, которые внесут свой вклад в нашу победу».
«Призывая иногородних сторонников, Навальный демонстрирует, что его резерв в Москве уже исчерпан, – считает Алексей Мухин. – Его социологи, видимо, посчитали, что имеющихся сил уже явно недостаточно. Не от хорошей жизни началось привлечение таких ресурсов».
То, что на привлечение из регионов тысяч людей, «изнывающих в родном городе от скуки и желания помочь», делается большая ставка, подтверждает и сам Навальный: «МосВписка» – один из важных проектов штаба, мы уверены, что он сработает. Мы тестировали его долго и на разных группах».
Конечно, работали «долго» и «тестировали» – это ведь еще одна политтехнологическая заготовка, знакомая еще по временам «оранжевой революции» на Украине. Причем Навальный не боится даже того, что москвичи зададутся вполне резонными вопросами: а почему в агитации на выборах московского мэра должны участвовать приезжие? Потому что сами москвичи Навального не поддерживают? И его цель вовсе не кресло мэра?
«Это попытка придать московской кампании федеральный характер – то, что они изначально хотят сделать, – считает Сергей Марков. – По итогам этих выборов из Навального хотят сделать человека номер два в российской политике, из него лепят русского Ющенко. Москва для них никакого значения не имеет – просто удобный крупный город с большей поддержкой оппозиционных сил, плюс выборы подвернулись. Навальный реально ведет не московскую, а федеральную кампанию. Выбирают не мэра, а политика. И этой логике призыв иногородних волонтеров никак не противоречит».
«МосВписка» выдает в Навальном большие политические амбиции, соглашается Алексей Мухин. Москва ему уже тесна, и этим шагом он ставит перед собой более высокие цели, отмечает политолог, ему очень важно показать, что он пользуется поддержкой не только внутри Садового кольца или в спальных районах, не только в столице, но и в других городах и регионах.
Действительно, показывать эту поддержку Навальный будет не только фигуральным, но и вполне реальным образом. «Когда Навальный оказался в тюрьме, к Госдуме вышли несколько тысяч человек – это много для полумиллионного города, но смешно для 10-миллионного, – говорит Олег Матвейчев. – Поэтому естественно, что ему нужно тащить людей из регионов, чтобы хотя бы удвоить, утроить это количество, чтобы было 15–20 тыс., чтобы хоть на что-то это было похоже.
По мнению Матвейчева, у Навального сейчас задача – собрать массовку на протестные акции 9 сентября, когда начнутся протесты против «сфальсифицированных выборов».
«Есть такое понятие в шоу-бизнесе – чес. Это когда подбирают все подряд. И по этому принципу Навальный будет сейчас собирать всех. Если есть такой желающий из Владивостока, который из любви к Навальному готов прилететь в Москву, заплатить за это пару тысяч долларов, то пускай приезжает, машет здесь флагом. Конечно, ставка здесь делается на близлежащие города: Тверь, Питер. Но немного людей из провинции поедут – возбудимых людей с явными психическими проблемами в стране не так много».
Но и до 9 сентября волонтерам будет чем заняться. Для начала они пройдут инструктаж и получат задания, причем главным будет не агитация на улицах незнакомого мегаполиса.
«Иногороднего волонтера заряжают, обучают и говорят, что он должен делать, принимают короткий экзамен, – рассказывает Олег Матвейчев. – Например, следить за нарушениями на избирательных участках. Причем фальсификации он должен найти в любом случае – им сразу раздают готовые бланки с заявлениями об обнаружении нарушений. Говорят: пиши заявления, даже если увидел хотя бы слабый признак, а мы потом разберемся, и вообще, твоя задача – написать 20 жалоб в день».
По мнению Матвейчева, цель Навального – закрыть силами в том числе и таких приезжих волонтеров все избирательные участки в Москве.
«Обычному наблюдателю нужно что-то платить, а эти будут работать бесплатно. И их силами можно заспамить избиркомы, чтобы наутро после выборов заявить: Навальный подал 25 тыс. жалоб. И не просто Навальный, а простые независимые наблюдатели из разных регионов, а никакие не американские агенты, как утверждает кремлевская пропаганда. Простые тверские ребята».
Кроме того, по мнению Сергея Маркова, приезд иногородних волонтеров важен не только финансовой экономией, но и возможностью включить эмоциональную мобилизацию сторонников: «Человек, который предоставил свой кров иногороднему волонтеру, и сам будет агитировать за Навального. Человек, который что-то хорошее сделал для другого (в данном случае – Навального), еще много лет будет к нему хорошо относиться».
Оценить возможный ущерб рейтингу и имиджу Навального в том случае, если столицу и вправду наводнят тысячи приезжих агитаторов, пока что сложно.
«Аргумент, что раз Навальный зовет немосквичей, то, значит, в столице у него нет ресурсов, в его штабе, видимо, посчитали неопасным, – считает Алексей Мухин. – Но со стратегической точки зрения этот расчет может не оправдаться, приглашение варягов может сработать против Навального: москвичи – люди обидчивые, и они могут в принципе раздумать голосовать за него, если поймут, что он хочет быть не московским мэром, а владычицей морскою».
Независимо от позиции москвичей и результатов выборов ставка Навального на раскрутку на федеральном политическом поле будет расширяться. И тут его путь вряд ли будет отличаться от столичного.
«Вообще, чем меньше о Навальном знает протестно настроенная часть населения, тем больше его популярность, – говорит Алексей Мухин. – Но чем лучше и ближе его узнают, тем хуже к нему относятся. Популярность Навального сопровождается взрывным ростом его непопулярности. Люди начинают относиться к нему отрицательно. И я думаю, что в регионах будет то же самое: первая влюбленность пройдет, и лодка любви разобьется о политический быт. Люди немного разберутся, и его антирейтинг начнет расти».
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ