Оппозиционно настроенная печать в понедельник утром попыталась сымитировать ссору в личных отношениях хозяев Белого дома и Кремля. Поводом послужила речь Барака Обамы, которую он произнес поздно вечером в пятницу, перед своим уходом в отпуск.
У меня неплохие отношения с Путиным. Когда мы ведем переговоры, они бывают откровенными, бывают тяжелыми; но чаще всего они конструктивны
«Барак Обама на специально созванной пресс-конференции объявил о необходимости «сделать паузу» в отношениях с Москвой; посетовал, что возвращение Владимира Путина в Кремль привело к усилению в РФ антиамериканской риторики и возрождению стереотипов холодной войны; и, наконец, выразил удивление тем, что на фотографиях со встреч с президентом США его российский коллега нередко выглядит как «скучающий школьник с задней парты», – сообщила газета «Коммерсантъ».
Один из неназванных источников газеты даже раздраженно заметил по этому поводу: «Обама перешел на личности». Между тем корректный перевод выступления указывает, что Обама вовсе этого не говорил. Он не обзывал своего российского коллегу «скучающим школьником», а лишь дал понять, что так порой пишут любящие позубоскалить журналисты.
Хотя уходящий в отпуск Обама действительно заявил, что намерен «сделать паузу» в отношениях, он между тем постоянно подчеркивал, что диалог с Путиным продолжается в конструктивном ключе.
«Это усталость от переговоров»
Эксперты, в отличие от либеральной прессы, также не видят в метафорах Обамы ничего оскорбительного. «Я не думаю, что это было оскорблением. Мне кажется, что, во-первых, это и в самом деле усталость от переговоров, во-вторых, Обама пытается делать хорошую мину при плохой игре, ведь, несмотря на казус Сноудена, ему придется ехать на G20. Естественно, он подсознательно стремится компенсировать эту неприятную для него ситуацию, я не вижу в этом ничего страшного», – сказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Кстати, Обама, который обычно славится уверенностью в себе, на этот раз явно чувствовал смущение. Он, например, дважды допустил оговорку и в итоге все равно ошибся в названии договора СНВ-3, хотя сам же его и подписывал весной 2010 года (на самом деле СНВ-1 и СНВ-2 были заключены еще в начале 90-х).
«Мы запустили программу СНВ-1... или СНВ-2... Мы имели возможность соблюдать кооперацию в отношении санкций, применимых к Ирану. Они предоставили нам помощь в деле обеспечения наших Вооруженных сил в Афганистане, – перечислил Обама успехи в отношениях с Москвой. – У нас была возможность ввести Россию в ВТО, что явилось позитивным изменением не только для России, но и для наших компаний и бизнеса, поскольку тогда они с большей вероятностью будут придерживаться международных норм и правил. В общем, было много хорошей работы – завершенной или еще находящейся в процессе».
Настрой конструктивный
Сразу после выступления Обамы представительница его администрации созвала брифинг, который формально посвящен состоявшимся в Вашингтоне российско-американским переговорам в формате «два плюс два». Как сообщала газета ВЗГЛЯД, в пятницу там прошли переговоры глав МИДов и Минобороны двух стран: Чака Хейгела и Джона Керри с Сергеем Шойгу и Сергеем Лавровым. Эти переговоры закончились всего за несколько часов до выступления Обамы.
В ходе брифинга чиновница, пожелавшая остаться неназванной, подтвердила, что встреча Обамы и Путина не отменяется, а лишь откладывается. Обама готов к взаимодействию с Россией для продвижения позитивной повестки дня двусторонних отношений. «В свой полноте высказывания президента очень ясно свидетельствуют о том, что он готов взаимодействовать с россиянами для продвижения позитивной повестки дня», – сказала чиновница.
Отвечая на вопрос ИТАР-ТАСС, как слова Обамы о необходимости «взять паузу» соотносятся с заявлениями участников переговоров «два плюс два», которые в унисон отметили конструктивный и продуктивный настрой своих пленарных заседаний, она выразила мнение, что противоречия в этом нет.
«Я не усматриваю противоречия между прагматичным и конструктивным заседанием, в рамках которого мы работаем над имеющими большую важность для обеих наших стран вопросами, и комментариями президента относительно того, что нам необходимо дать оценку тому, где мы находимся в более широких отношениях. Более широкие отношения включают вопросы, выходящие за рамки повестки дня, которую в пятницу рассматривали министры», – отметила представитель администрации.
Шереметьевский «узник»
Чиновница также уточнила, что ситуация вокруг Эдварда Сноудена на встречах министров «в деталях не обсуждалась». Для этого используются «каналы правоохранительных органов», пояснила она.
В свою очередь другая участница брифинга, которая также представляла правительство США, коснувшись тематики стратегической стабильности, сообщила, что на переговорах была достигнута договоренность «продолжать двустороннее и многостороннее сотрудничество, затрагивающее деятельность в космосе».
Такое сотрудничество будет опираться на «общую заинтересованность в возможности осуществлять деятельность в космосе на долгосрочную перспективу», информировала чиновница. Кроме того, по ее словам, министры решили «искать пути совместной работы в сфере противоракетной обороны и изучить возможности для дальнейшего сокращения ядерных вооружений».
Вместе с тем, добавила она, США «все еще просят (Россию) дать полноценный ответ» на предложения относительно перспектив нового раунда сокращений СНВ, доставленные в Москву в апреле помощником президента Обамы по национальной безопасности, которым в то время был Томас Донилон. «Мы пока ждем официального контрпредложения, но они (россияне) явно над ним работают и готовы интенсивно с нами взаимодействовать по данному вопросу», – поведала представитель администрации.
В связи с этим она высоко оценила слова Шойгу, который на итоговой пресс-конференции заявил, что диалог Москвы и Вашингтона в сфере ПРО – «это не общение глухого с немым». «Мы слышим друг друга», – подчеркнул Шойгу. Теперь России и США необходимо начать еще более внимательно прислушиваться к аргументам друг друга в дискуссии по этой проблематике, убеждена представительница администрации.
Позднее схожие оценки прозвучали из уст не безымянных чиновниц, а уже вполне официально. Белый дом оценивает встречу американских министров Чака Хейгела и Джона Керри с Сергеем Шойгу и Сергеем Лавровым как конструктивную. Об этом сообщил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни. «В ходе переговоров министры обсудили пути продолжения взаимодействия в важных сферах, – цитировал Карни телеканал ABC. – Были подняты и вопросы безопасности, и вопросы экономики. Мы оцениваем эту встречу как конструктивную».
«Нас эти консультации радуют»
Визит Обамы в Москву не отменен, а отложен. Об этом заявил и сам Лавров по итогам консультаций в формате «2+2». «Саммит отложен – вопреки тому, что пишет пресса, что он отменен, – подчеркнул министр. – Его американская сторона отложила, перенесла. Приглашение, которое было направлено президенту Обаме, сохраняется.
При этом министр отметил, что «Россия и США намерены развивать взаимодействие на основе равноправия». «Будем на основе равноправия рассматривать любые сложные вопросы и вырабатывать общие подходы по их урегулированию», – сказал он.
В целом Лавров отметил позитивный настрой на переговорах. «Нас эти консультации радуют», – подчеркнул он. Отвечая на ремарку журналистов о том, что отказ от визита Обамы может негативно сказаться на двусторонних отношениях, Лавров подчеркнул: «Тут отрицательных последствий не было, еще раз хочу сказать: когда вы говорите, что встреча была отменена, в объявлении говорится «отложена».
Сергей Лавров и Джон Керри |
«Сноуденова аномалия»
К слову, либеральная пресса в Москве, рассказывая о «ссоре» в отношениях двух стран, даже сообщила, что Керри и Хейгел отказались фотографироваться вместе со своими гостями. Однако снимки, опубликованные агентством АР, размещенные в том числе и на сайте «Голоса Америки*», говорят об обратном.
По окончании встречи Шойгу удовлетворенно сообщил, что Пентагон принял приглашение участвовать (очевидно, пришлет наблюдателей, а не танки) в учениях «Запад-2013», намеченных на сентябрь. Шойгу выглядел оптимистично: «Если что-то и изменилось, то изменилось скорее в положительную сторону, мы не видим каких-либо угроз. Я не почувствовал каких-либо опасений по поводу наших дальнейших диалогов и по поводу того, что мы, говоря исключительно о военном сотрудничестве, видим какое-то охлаждение – скорее наоборот», – заявил министр.
«Я думаю, что все, что мы сегодня сказали с Сергеем Кужугетовичем о нашей работе с Джоном Керри и Чаком Хейгелом, говорит о том, что у нас нет никакой холодной войны, – добавил к его словам Лавров. – Наоборот, у нас самое тесное партнерство. И очень хороший потенциал для его укрепления. Сноуден – это аномалия, я считаю... Я не вижу каких-либо причин по итогам сегодняшней встречи, которые позволяли бы говорить, что наши отношения отброшены назад».
Кроме того, в понедельник стало известно, что в конце августа в Пскове пройдут также российско-американские антитеррористические учения. Совместная российско-американская конференция по вопросам проведения двухсторонних антитеррористических учений состоялась на базе 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии ВДВ (Псков), сообщила представительница Минобороны по ВДВ майор Ирина Круглова.
«Влад – сажатель на кол»
Срыв визита американского лидера в Москву привел парадоксальным образом к росту авторитета Путина в глазах части американского истеблишмента. Так, еще в четверг во влиятельном американском журнале Foreign Policy появилась статья о напряженности, возникшей между Обамой и Путиным, которая косвенно рассказывает и о том, как функционирует «культ Путина» в англоязычных СМИ.#{interviewpolit}
Заголовок статьи «VladtheImpaler» буквально переводится как «Влад – сажатель на кол». Так называли знаменитого Влада Цепеша, графа Дракулу. Подзаголовок, в принципе, исчерпывает ее содержание: «Обама мог отменить саммит, но, когда речь идет об игре во власть, тут только один мастер».
«Отказ Обамы от предваряющей саммит G20 двусторонней встречи с Путиным не только стал очередным ударом по авторитету нобелевского лауреата, – пишет в этой статье США Кори Шейк, бывшая сотрудница Госдепа. – Сложившаяся в результате публичного отказа ситуация прямо или косвенно повлияла на развитие нового витка «демонизации» российского президента, укрепление образа «сильного авторитарного лидера», транслируемого в западных СМИ, причем образчики можно обнаружить и на вполне уважаемых сайтах».
«Путин уже создал собственную точку опоры, отрекшись от ценностей, на которых базируются «западные» (что бы это ни означало) общества, и россияне готовы ему это позволить. Президент Обама может думать, будто он посылает Путину резкое сообщение о «возможных последствиях» и о том, что помощь Сноудену означает холодный прием, но, когда речь заходит о шахматной игре в политический реализм, ему еще многому стоит поучиться у московского гроссмейстера», – заявила Шейк.
Мишенью ее статьи оказался в итоге Обама, которого Шейк оценивает как «слабого политика», который «не оправдал ожиданий». Даже если действия Путина для автора служат только поводом для порицаний в адрес Обамы, нельзя отрицать, что статья – еще один кирпичик в складывающийся за пределами России культ Путина как «сильного человека».
Так, в недавней статье под названием «Путин не просто унижает Вашингтон, он проверяет его» профессор международных отношений Университета Торонто Орэл Браун утверждает, что Путин благодаря некоторым своим «странным приключениям», таким как полет с журавлями, плавание в батискафе и ловля гигантской щуки, будто бы «магическим образом воспаряет над политикой», что заставляет автора статьи подумать о «политике магического реализма», в равной степени «позаимствованной у Гарсиа Габриеля Маркеса и Макиавелли».
Не отстают от Брауна и западноевропейские публицисты: так, в свежей статье «Впереди Путина только «Никто» греческий колумнист Костис Геропулус говорит о том, что Путин занимает сегодня первое место среди реальных людей, облеченных властью.
Геропулус ссылается на список, составленный на основании неофициального опроса 150 политологов Eurasia Group и опубликованный еще в январе одним из колумнистов все того же Foreign Policy. «Владимир Путин в российской персонализированной системе – это все еще тот, с кем положено считаться. Он не так популярен, как раньше, и его страна не имеет уровня мирового влияния, сравнимого с советским. Но еще никто на планете не смог провести консолидацию внутренней и региональной власти так, как это сделал Путин», – утверждал тогда автор идеи списка Иэн Бреммер.
«Путин владеет политикой силы лучше, чем Обама»
Сквозь град критики, которой подвергла Кремль западная печать уже после выступления Обамы, также пробились и голоса, в которых сквозит явное уважение к Путину.
В воскресенье обозреватель ведущей германской газеты Die Welt написал: после того как железный занавес пал, режиму, на протяжении семи десятилетий державшему в страхе весь западный мир, пришел конец, и холодная война, являвшаяся, по сути, войной одной идеологии со всем остальным миром, закончилась, на мировую политическую арену стала возвращаться анархия со всеми своими многочисленными проявлениями. Одним из них, как отмечает журналист, является политика силы, и ею Путин овладевает в настоящее время все более и более убедительно.
Шустер называет Путина президентом большой «державы среднего калибра», которая «постоянно ищет стычек со своим прежним соперником». В последнее время, указывает журналист, Путину «благодаря хитроумным шахматным комбинациям удавалось не только наступать американцам на пятки, но также использовать все «слабые места» Барака Обамы и появляться там, откуда американский президент отворачивался».
Например, как только Обама отдал команду большей части шестого флота США покинуть Средиземное море, Путин сразу же послал туда российские военные корабли. Пока американский лидер колебался насчет того, как все же стоит поступить с президентом Сирии Башаром Асадом, Путин не только поддержал диктатора, но и послал Дамаску комплексы С-300, которые изменили расстановку сил в регионе и значительно снизили шансы на создание бесполетной зоны над Сирией.
Кроме того, Россия начала искать себе союзников по всему миру, негативно настроенных к США. В истории с Эдвардом Сноуденом Путин также сохранил холодную голову, сориентировавшись на консервативно-реакционных избирателей, мечтающих о былом величии и старом соперничестве. Политика силы, объясняет Шустер, «подобна весам». Если какая-то сторона слабеет, другая сразу же пытается создать противовес.
А американский журналист Эрик Марголис написал в понедельник статью для малазийского издания The Sun Daily, в которой призвал Обаму не раздражать руководство России, чтобы не доводить ситуацию до «самого напряженного конфликта со времен Карибского кризиса».
Напомним, что эксперты и ранее отмечали рост авторитета России в глазах части западного общественного мнения. Проректор РЭУ имени Плеханова Сергей Марков в июне заявлял газете ВЗГЛЯД, что закон о запрете гей-пропаганды, как и закон о защите чувств верующих, знаменует возврат России к дореволюционной идентичности: «Россия определяет себя как консервативный фланг Европы, сохраняющий свою религиозную идентичность». Благодаря этому символическому жесту, указал политолог, Россия обретает искренних сторонников в Европе: «Она становится оплотом, крепостью и маяком для консервативных европейцев».
* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента