Принимая Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и представителей поместных православных церквей, прибывших в столицу на празднование 1025-летия Крещения Руси, президент особо отметил, что подобная встреча проходит впервые, и высказал надежду на то, что сам факт приезда в столицу представителей православного духовенства послужит целям «развития сотрудничества и укрепления живого диалога православных церквей».
Россия является точкой христианской сборки
Формат встречи действительно уникален: никогда раньше в Кремле не собирались главы и высшее духовенство всех существующих в мире православных церквей. Правда, в 1948 году в Москве уже проходила подобная встреча, но она была не такой представительной, не в Кремле и делегатов не принимал тогдашний глава государства Сталин.
Сейчас православных церквей 15, и они объединяют более 227 миллионов верующих: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской, Албанской, Румынской, Болгарской, Кипрской, Польской, Чешских земель и Словакии, Элладской, а также Православной церкви в Америке. Хотя Москва и считается «Третьим Римом», в диптихе – списке старшинства – церквей РПЦ занимает почетное, но четвертое место.
Большинство церквей было представлено на самом высшем уровне – на мероприятии присутствовали восемь предстоятелей, еще шесть делегаций возглавляли митрополиты. «Принятие христианства предопределило судьбу и цивилизационный выбор Руси, стало решающим поворотным моментом в церковной и светской истории государства российского. Для российской государственности, для нашего национального самосознания православие стало духовной опорой. Связало крепкими родственными узами Россию, Украину и Белоруссию», – указал глава государства, передает ИТАР-ТАСС. Напомним, что уже в субботу в Киеве состоятся торжества по случаю юбилея, в которых примут участие главы трех братских стран.
Путин «с тревогой и болью» отметил, что «во многих регионах мира, особенно на Ближнем Востоке и в Северной Африке, множатся межконфессиональные трения, ущемляются права религиозных меньшинств, в том числе и христиан, включая православных христиан. Считаю, что эта острая проблема должна быть предметом пристального внимания всего международного сообщества».
Надо отметить, что традиция заступничества за христиан этого региона со стороны российской власти имеет глубокие корни – еще в середине 19 века император Николай Первый выступал против притеснения православных в Османской империи (в том числе и в Палестине), что стало для европейских держав формальным поводом к Крымской войне. А после другой войны – осетинской 2008 года – долгое время Грузинская православная церковь оставалась чуть ли не единственным каналом для диалога между двумя странами и народами.
И это особенно важно, учитывая как непростые отношения между братскими церквами, так и то, насколько сложная ситуация складывается внутри некоторых из поместных церквей, вынужденных противостоять как попыткам расколов, так и наступлению уже даже не светского, а подчеркнуто антирелигиозного глобализма.
Византийская традиция
«Это историческое событие сегодняшнего дня», – заявил газете ВЗГЛЯД главный редактор сайта Religare.ru Александр Щипков.
«Руководители всех православных церквей понимают роль России и роль русского православия не только для вселенского православия, но и для всего мира вообще. Поэтому, даже превозмогая определенные сложности во взаимоотношениях, приехали все. Это демонстрация православного единства, и это огромное достижение патриарха Кирилла», – сказал эксперт.
По мнению Щипкова, Протестантская и Католическая церкви «сдают свои позиции» в пользу либеральных законов, противоречащих религиозным ценностям, в то время как Русская православная церковь устами патриарха Кирилла твердо заявляет о том, что утверждение греха в светском законодательстве недопустимо. Русская церковь и Россия способны к консолидации вокруг себя православных всего мира. И не только православных.
«Россия является точкой христианской сборки, говоря современным языком, и отсюда, из этой точки, может начаться исцеление христианского мира и мира вообще», – сообщил Щипков.
При этом эксперт не считает, что эта встреча может стать прямой предпосылкой нового Вселенского Собора, о желательности которого часто говорят. «Это просто нереально. Вселенские Соборы готовятся десятилетиями, если не столетиями. Лучше сказать, что мы сейчас живем в эпоху подготовки к этому собору», – пояснил Щипков.
#{religion}По словам вице-президента фонда Андрея Первозванного Михаила Якушева, встреча президента с предстоятелями православных церквей является «данью памяти» византийской традиции.
«Сейчас мы чувствуем необходимость помнить о том, что наши корни, наше наследие лежат глубоко в византийской традиции, которую выбрали там, в Киеве, наши предки», – заявил эксперт.
Якушев напоминает, что попытка сближения православных церквей во время архиерейского совещания 1948 года в Москве была сорвана геополитическими противниками СССР.
«Политика Иосифа Сталина, который пытался провести свой московский собор, была нейтрализована геополитическими оппонентами – США и Великобританией, было сделано все возможное, чтобы оказать давление на восточных первоиерархов», – заявил Якушев.
По мнению эксперта, нынешняя мировая политика входит в явный конфликт с религиозным мировоззрением. «Мне кажется, что сейчас, когда раскол секулярного и религиозного мира все более ощущается, та часть людей, которая относит себя к людям верующим, не принимает те так называемые демократические и либеральные законы, которые разрушают традиционно устоявшиеся ценности в наших обществах», – добавил он.
Актуальная задача
«Идея «Третьего Рима» сыграла свою роль и ушла в прошлое, а необходимость конфессионального сплочения, сплочения поместных церквей, является актуальной задачей», – заявил газете ВЗГЛЯД дипломат Петр Стегний.
«Я думаю, что главная задача – это не усиление геополитической роли Православной церкви, но начало сплочения перед лицом явного и носящего глобальные черты наступления агрессивного атеизма и деформации той нравственной системы координат, которая складывалась в нашей стране и в мире исторически», – сказал Стегний.
Комментируя слова президента о притеснении христиан на Ближнем Востоке, Стегний подчеркнул роль последних конфликтов, происходящих в арабском регионе.
«Этот аспект встречи важен в контексте бурных, очень противоречивых событий, которые происходят на Ближнем Востоке и которые имеют, в том числе, и конфессиональный контекст, в смысле усиления межконфессиональных противоречий и притеснения единославных. Я бы не хотел говорить о том, что это глубокая тенденция, мне кажется, что это следствие той гражданской войны, которая идет в Сирии, тех потрясений, которые были в Ливии и в Египте во время годичного пребывания у власти «Братьев-Мусульман».
По мнению эксперта, сама идея «государства – защитника религии» не является актуальной для настоящего времени, в котором острота межконфессиональных конфликтов не так очевидна, как раньше.
«Такая постановка вопроса осталась в истории, так как мир изменился в 20-м веке. И, проработав длительное время на Святой Земле, я думаю, что все-таки эти противоречия имеют другой формат, когда государство в спокойном виде, когда процессы находятся под контролем», – пояснил Стегний.
Межконфессиональное сближение внушает дипломату определенный оптимизм.
«Мне кажется, что намечается противоположная тенденция, тенденция межконфессионального сотрудничества, в первую очередь, проявляющаяся в виде формирования совместной повестки дня по отношению к системе неолиберальных ценностей, которая касается свободы личности», – сказал он.
Шеф-редактор греческих СМИ в Москве Афанасий Авгериос утверждает, что организаторам мероприятия не стоит приписывать «нововизантийские» амбиции.
«Я не уверен, что эта идея существует в смысле общего проекта, который поддерживается всеми. Конечно, определенные круги так мыслят, но мне кажется, что сами организаторы мероприятия мыслят гораздо проще, используя метод «мягкой силы», мягкой дипломатии», – заявил журналист.
По мнению Авгериоса, мероприятие преследовало дипломатические цели.
«Логично, что Россия пытается подтвердить свою уникальную роль в мировом православии, и это, в конце концов, должны учитывать все остальные православные ветви, нужно немного умерить свои претензии на оригинальность и особые позиции, в первую очередь это касается Вселенской (Константинопольской) патриархии», – пояснил эксперт.
Рассказывая о факторах, мешающих консолидации православных церквей, Авгериос упомянул сложный общественный имидж Православной церкви как таковой.
«Для Православной церкви будет очень проигрышно, если новый Папа Римский возьмет на себя этот очень популярный и приятный лозунг простоты и скромности, ту линию, которую проводит нынешний Папа. В этом смысле православные патриархи опоздали, немного проиграли время, иерархи в первую очередь должны были перехватить эту эстафету», – сказал журналист.
«Мне кажется, что, делая разумные шаги, Россия и Русская православная церковь могут подтвердить свою роль, и не обязательно обращаться к событиям и символам, которые ничего не дадут», – добавил Авгериос.