Президент Владимир Путин в понедельник завершил визит в Германию. В первой половине дня они с канцлером Ангелой Меркель открыли Ганноверскую выставку. Выступая по итогам визита вместе с Меркель, Путин вновь заявил, что закон о работе некоммерческих организаций в России должен неукоснительно соблюдаться.
Мы хотим знать, сколько, по каким каналам и на какие цели идет в Россию денег из-за границы. И прежде всего мы хотим знать, занимаются ли эти организации внутриполитической деятельностью
Эта тема больше всего волновала журналистов, поэтому этот вопрос с разными формулировками задавали на пресс-конференции трижды. Путин напомнил, что подобные законы уже много лет действуют и в других странах, в том числе в США, и направлены не на ограничение деятельности неправительственных организаций, а на то, чтобы взять под контроль финансирование этих структур из-за рубежа.
«Мы хотим знать, сколько, по каким каналам и на какие цели идет в Россию денег из-за границы. И прежде всего мы хотим знать, занимаются ли эти организации, получающие эти деньги из-за границы, внутриполитической деятельностью. В России принят на этот счет соответствующий закон, и его все будут исполнять», – цитирует президента РИА «Новости».
Президент напомнил, что только за четыре месяца неправительственным организациям в России поступило 28,3 млрд рублей. «Это не может не вызывать вопросов», – сказал президент, сделав, таким образом, выпад в сторону канцлера, накануне призвавшей его развивать в России гражданское общество.
Путин напомнил, что с подачи Берлина началась кипрская «стрижка», и предложил направить поступившие в НКО деньги – миллиард в долларовом эквиваленте – на помощь Кипру. Он добавил, что за счет этого на Кипре можно было бы «не обдирать несчастных вкладчиков».
Впрочем, Путин тут же поспешил успокоить «иностранных агентов» – опасаться нечего: «Свобода работы НКО никак не ограничивается, им нужно только зарегистрироваться. Я сказал, что в России деятельность немецких организаций никак не ограничивается. И более того, приветствуется. И более того, я надеюсь, что те организации, которые зарегистрированы в России, будут расширять свою деятельность».
В свою очередь Меркель заявила, что некоммерческие организации в любом обществе должны работать свободно и без страха. «Мне хотелось бы, чтобы (в России) было живое общество, оно может возникнуть только тогда, когда отдельные организации без страха и без озабоченности могут работать», – заявила канцлер.
#{image=710974} «Обсудили вопрос проверки немецких фондов. Президент уверил нас, что здесь речь не идет о том, чтобы ограничить деятельность этих фондов. Но я выразила нашу озабоченность: таким образом, могут возникать опасения, что неправительственные организации не могут развиваться так, как этого им хотелось бы», – предупредила Меркель. При этом она признала, что деятельность НКО в России должны основываться на законе, как и во всех других странах. «Но они должны получить такое впечатление, что они желанны, – заключила Меркель. – Плюрализм мнений должен иметь место в любом обществе».
Напомним, в России работают более шести тысяч предприятий с германским участием и 800 предприятий со стопроцентным немецким капиталом. За счет поставок из России покрывается 40% потребности ФРГ в природном газе, 30% нефти. В последние недели немецкие политики и правозащитники критиковали Кремль за проверки, которые были проведены в немецких политических фондах в Москве и Петербурге.
Деньги для добросовестных НКО
Отметим, что в конце прошлой недели автор резонансных поправок в законодательство об НКО единоросс Михаил Старшинов предупредил, что готовит к закону еще одну поправку, чтобы разрешить государству изымать деньги у некоммерческих организаций, не зарегистрировавшихся как иностранные агенты.
Как сообщил ИТАР-ТАСС, полученные таким образом средства Старшинов предлагает направлять «в какой-то фонд, из которого они будут перераспределяться представителями добросовестных НКО на наиболее приоритетные направления их деятельности, например работа с детьми, с инвалидами, туда, куда они посчитают нужным». При этом депутат уверен, что «государство не должно быть регулятором этого», но не исключил, что «в этом фонде могли бы участвовать представители Общественной палаты».
«В первую очередь это должны быть представители добросовестных некоммерческих организаций. И пускай они сами решают, какие направления являются приоритетными», – заключил Старшинов.
Как известно, в соответствии с законом, НКО, выполняющие функции иностранного агента, раз в полгода должны отчитываться о своей деятельности и персональном составе руководящих органов, ежеквартально – о расходовании денег и использовании иного имущества, в т. ч. полученного из иностранных источников. НКО – иностранных агентов должны проверять не чаще одного раза в год, за исключением внеплановых проверок, которые могут проводиться по сообщениям прессы о фактах, свидетельствующих о наличии признаков экстремизма.
Проректор РЭУ имени Плеханова, член Общественной палаты Сергей Марков считает, что «эта мера жесткая, но допустимая, если НКО будут упорствовать в своем нежелании следовать российским законам и если они будут скрывать тот факт, что они являются иностранными агентами». «В этой сфере огромные деньги: часть идет на благие дела, но другая часть идет на свержение российского правительства теми странами, которым это удобно», – заявил газете ВЗГЛЯД Марков.
Впрочем, по его мнению, не стоит спешить применять столь жесткие санкции. «Надо оставить их в качестве последней или предпоследней меры для выполнения простой задачи – заставить всех выполнять российские законы, а в первую очередь тех, кто представляет другие государства», – считает Марков.
Чернобыльская «сказка»
Выступая в Ганновере, президент прокомментировал и ситуацию в Корее, предупредив о возможной ядерной катастрофе. «Не скрою, нас эскалация на Корейском полуострове беспокоит, потому что мы – соседи. И если, не дай бог, что произойдет, то Чернобыль, о котором мы все хорошо знаем, может показаться просто детской сказкой, – цитирует Путина «Интерфакс». – А угроза есть такая или нет? Я считаю, что есть».
По словам президента, Москва выступает против распространения оружия массового уничтожения и призывает к денуклеаризации всего Корейского полуострова. В свою очередь канцлер ФРГ отметила, что мировое сообщество должно отреагировать слаженно на ситуацию: «Я со своей стороны вижу необходимость, чтобы международное сообщество выступило здесь как можно сплоченнее. России здесь отводится большая роль, как и Китаю. Я думаю, что в целом мы здесь имеем те же самые цели, чтобы Северная Корея выполнила свои международные обязательства».
Один из вопросов, заданных двум лидерам, касался сирийского конфликта. Путин и Меркель признали, что в этой сфере их позиции пока далеки от единства, при этом российский лидер призвал вообще заморозить поставки оружия обеим сторонам. «Что касается Сирии, у нас нет пока решения. На мой взгляд, что нужно бы сделать? Добиться приостановления поставок вооружения, но всем сторонам конфликта», – подчеркнул Путин и обратил внимание на тот факт, что Москва, продолжая поставки вооружений Дамаску в рамках ранее заключенных контрактов, находится в рамках правового поля.
«Мы поставляем все-таки легитимному режиму. И это не запрещено никакими международными решениями, – подчеркнул президент, но заявил о готовности идти на компромисс. – Мы готовы собраться со всеми, обсудить, как выйти из этой кровавой бойни... Федеральное правительство (ФРГ) так же, как и нас, беспокоит кровопролитие, и мы так же, как и наши коллеги в Германии, других странах, хотим найти такой вариант развития событий, который бы это кровопролитие хотя бы на первом этапе приостановил».
«Мы зафиксировали разность подходов по разным вопросам. И, кстати говоря, меньше всего по Сирии», – добавил Путин.
Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, когда Путин и Меркель осматривали Ганноверскую выставку, эксгибиционистки из группы «ФЕМЕН» устроили у них на глазах очередную манифестацию в своем стиле. Девушек задержала немецкая охрана.
Вечером в понедельник Путин отбыл в Амстердам, где вместе с королевой Беатрикс принял участие в торжественной церемонии открытия перекрестных годов России и Нидерландов.