Пятое заседание Координационного совета оппозиции прошло в субботу, и, судя по реакции лояльной к протестному движению публики, мандат доверия, выданный КС его избирателями, близок к исчерпанию.
Те вопросы, по которым вы «не можете голосовать», – это самая обычная политика
Поводов для недовольства у пользователей Сети (Координационный совет, напомним, был выбран интернет-голосованием) оказалось несколько.
Неявка и некомпетентность
Главный из поводов – неявка самых ярких членов КС на заседания. Так, например, очередное заседание пропустила экс-телеведущая Татьяна Лазарева*, которой в понедельник пришлось оправдываться перед читателями своего блога.
Лазарева, в частности, написала о том, что не может голосовать по таким вопросам, как «эмиграционная (на самом деле «миграционная» – ВЗГЛЯД) политика, дополнения к «списку Магницкого» (на самом деле «Магнитского» – ВЗГЛЯД), ситуация вокруг Росфинагентства, необходимость открытия КС в Дагестане и проч.». «Ну правда, я в этом ничегошеньки не понимаю, мозгов моих не хватает на это, ну уж простите вы меня», – написала она.
Стоит отметить, что, согласно данным, предоставленным сайтом КС, Лазарева посетила два из пяти заседаний, проголосовав за три из девяти обсуждаемых вопросов. Супруг телеведущей, шоумен Михаил Шац*, один из самых популярных среди избирателей членов совета, побывал на трех мероприятиях, поучаствовав в четырех голосованиях.
Лазарева и Шац гораздо известней остальных членов Координационного совета: как свидетельствует опрос ВЦИОМа, о котором газета ВЗГЛЯД рассказывала ранее, рейтинг узнавания у пары 31% и 18% соответственно.
Особенного сочувствия пост Лазаревой не вызвал. «Те вопросы, по которым вы «не можете голосовать», – это самая обычная политика. Ради этого и создавался КС. Если бы вы туда не избирались, то на вас и не было бы ответственности принимать решения. Но теперь она есть, от этого никуда не деться», – написал блогер motimatik.
О том, как преодолеть падение популярности, оппозиция предпочитает не задумываться, предлагая совершенно иные механизмы избавления от ненужного внимания. Так, например, общественный активист Олег Козырев считает, что «есть смысл не слишком биться за кворум заседаний раз в месяц, т. к. действительно не все и хотят, и могут, не всем нужно принимать участие в рутинной работе над программными текстами».
Жалобы в Госдеп
К «программным текстам» у оппозиции также есть немало претензий. На заседании КС был принят программный текст, в котором сообщается о том, что главная цель организации – реализация резолюций акций протеста 2011–2012 годов, разработка плана политической реформы, которая, в частности, включает в себя возвращение к четырехлетним срокам полномочий президента и Госдумы, переход к прямым выборам членов Совета Федерации, губернаторов и мэров.
Достигнуть поставленных задач предлагается при помощи «координации протестной активности в ненасильственных формах (митингов, демонстраций, забастовок)» и «оказания содействия единым кандидатам от оппозиции на региональных и местных выборах.
Своих кандидатов на выборы КС выдвигать не планирует, потому о ком идет речь, понятно не вполне.
«У них и не было задачи идти на выборы. Задача была – блокировать настоящую оппозицию (которая не в Москве, а в регионах), и они ее блестяще исполнили», – отреагировала на это блогер Татьяна Данилова.
Отдельно оппозиционеры остановились на голосовании о расширении печально известного «списка Магнитского». В него КС предлагает включить председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, главу Центризбиркома Владимира Чурова, председателя Мосгорсуда Ольгу Егорову и президента Чечни Рамзана Кадырова. «Конечно же, у нас в стране есть намного больше фамилий, которые «достойны» были бы быть в этом списке. Однако надо хоть с чего-то начать – почему бы и не с вышеозначенных личностей?» – так аргументировал выбор член Координационного совета Вячеслав Наганов, опубликовавший в своем блоге запись под названием «V заседание КС оппозиции завершилось полным успехом».
Реакция экспертов была предсказуемой. «Бешеный принтер перекусал оппозицию: КС «примет меры» для включения граждан РФ... в списки ЕС!» – обескуражено написал политолог Глеб Павловский.
«А почему именно эти, почему не Вован Тютькин, который члену КС на ногу наступил и не извинился? Почему не Петька Мутькин, который другому члену второй год долг не отдает?» – иронично попытался уточнить публицист Дмитрий Шушарин.
Еще более резко высказался об итогах КС политик Эдуард Лимонов: «Требования такие, как будто у них три танковые дивизии окружили Москву и выдвигают ультиматум осаждённым. И президент должен отдать свои полномочия парламенту, и провести прямые выборы на всех уровнях, и политзаключённых выпустить, и реформировать правоохранительные органы, и судебную систему, и прочая wishful thinking. Выглядит всё это очень жалко», – сообщил он в своем блоге.
Пасха и деньги
Также на заседании было принято решение о том, что новая акция протеста состоится 5 или 6 мая (ровно год назад именно в этот день состоялась памятная акция на Болотной площади, закончившаяся массовыми беспорядками и уголовными делами).
О том, почему в представленные даты трудно будет ожидать массовости, написал оппозиционный активист Алексей Блиндул, предположивший, что время акции было согласовано с властью: «5 мая, к сведению, будет Светлое Христово Воскресение, т. е. Пасха. 6 мая – рабочий день. Я допускаю, что далеко не все члены КС оппозиции празднуют православную Пасху, а рабочие дни вынуждены проводить в офисах или на предприятиях, но что-то мне подсказывает, что ждать в эти дни на акциях сотни тысяч участников – достаточно наивно».
Последним пунктом повестки КС был доклад о суммах, которые организация тратит на себя.
Согласно отчету бюджетного комитета, на деятельность КС за два месяца граждане пожертвовали 5617 рублей. «Собираемость взносов от членов совета повысилась», – обрадовал собравшихся глава комитета, все тот же Владимир Ашурков. При этом, по его словам, КС ежемесячно расходует 82 350 рублей на проведение заседаний и 200 000 рублей на оплату адвокатов тех, кого оппозиционеры считают политзаключенными.
«Почему средства никто не собирает? Потому что члены КС не доверяют структуре сами. А через них и их аудитории», – объяснил разрыв между тратами и суммой пожертвований депутат столичного округа Щукино и член Координационного совета Максим Кац.
Тишина
Итог описанной выше работы довольно прост: в самом популярном оппозиционном сообществе «Фейсбука» «Мы были на Болотной и придем еще» о пятом заседании КС не было написано ни слова.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом