В пятницу вечером Госдума согласилась на передачу в суд уголовного дела депутата от КПРФ Константина Ширшова, обвиняемого в мошенничестве. За это решение в ходе тайного голосования высказались 294 депутата при необходимом минимуме в 226 голосов, 25 были против, 65 воздержались.
Спецслужбы прослушивали переговоры трех соучастников неправовой сделки, все, кто звонил этим лицам, попадали на запись
Судьбу своего коллеги думцы начали обсуждать еще с утра – в числе прочих «процедурных моментов», между поправками в думский регламент и «календарем рассмотрения вопросов». Ожидалось, что позицию Генпрокуратуры озвучит сам глава ведомства Юрий Чайка (его фамилия фигурировала в списке докладчиков), но вместо него на трибуну вышел его первый заместитель – Александр Буксман.
На заседании присутствовал и сам Ширшов. Депутат-коммунист старался держаться спокойно, пока Буксман зачитывал: «Прошу дать согласие на направление уголовного дела в суд, поскольку обвинительное заключение уже утверждено...» «Обвинение предъявлено в окончательной редакции, расследование проведено, доказательства собраны», – перечислял замгенпрокурора. И, обратившись к депутатам, напомнил: «Доказательства перечислены в том представлении Генпрокуратуры, которое есть у вас на руках».
Депутаты намеревались было «рассмотреть вопрос без обсуждения». Напомним, что и сам Ширшов, выступая накануне на заседании своей фракции, предложил не устраивать дискуссию и просто согласиться с решением комитета по регламенту. Он еще в феврале написал заявление об отказе от депутатской неприкосновенности. Но речь депутата от КПРФ в свою защиту вызвала настолько живой интерес, что спикер Сергей Нарышкин решил изменить регламент и все-таки дать возможность обсудить казус.
«Я не знал, что против меня готовится такая провокация со стороны спецслужб», – объявил Ширшов с думской трибуны. Именно так он расценил предъявленные ему обвинения. Коммунист даже утверждал, что спецслужбы использовали прослушку телефонов (что, собственно, соответствует действительности), но что эта прослушка была незаконной.
Поскольку коммунисты все-таки самоустранились от обсуждения, в роли «интервьюеров» выступили депутаты от «Справедливой России» и ЛДПР. Их, похоже, взволновал один момент в деле Ширшова – прослушивание. «Действительно ли депутатские телефоны прослушивают? – спросил зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству, депутат от ЛДПР Сергей Иванов. – А ведь у нас запрещено по закону прослушивание депутатов, у них есть неприкосновенность и так далее».
«Никаких нарушений не было», – заявил в ответ замгенпрокурора. Он пояснил Иванову: следствию было неизвестно, что некий Константин, участвовавший в коррупционной сделке, на самом деле действующий депутат Госдумы.
«Когда ведется разработка гражданина оперативными сотрудниками, в том числе прослушка телефонов, возможно вычислить любого человека», – усомнился Андрей Руденко, депутат от «Справедливой России». «Спецслужбы прослушивали переговоры трех соучастников неправовой сделки, все, кто звонил этим лицам, попадали на запись», – продолжал разъяснять Буксман. И, добавил он, как только стало известно, что один из звонивших – депутат, они «вышли за получением санкции суда на прослушку».
Мнения представителей фракций, выступавших следом, разделились. Депутата от «Единой России», зампреда профильного комитета по безопасности и борьбе с коррупцией Эрнеста Валеева удовлетворили доводы Генпрокуратуры.
«Фракция поддержит решение комитета по регламенту и будет голосовать за то, чтобы дать согласие на направление уголовного дела в отношении Ширшова в суд», – заявил депутат Валеев. Он напомнил, что российское законодательство предусматривает парламентский иммунитет «только как неприкосновенность при исполнении депутатских обязанностей». А действия, в которых обвиняют Ширшова, как заметил Валеев, не связаны с исполнением этих обязанностей. К тому же, добавил депутат от «Единой России», «событие преступления установлено вступившим в силу приговором суда, причастность Ширшова к этому преступлению доказана (как считают следователь, прокурор и генпрокурор, утвердивший заключение)».
«Справедливая Россия» же, по сути, взяла Ширшова под защиту. Это следовало из выступления депутата от этой партии, члена думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах депутатов Татьяны Москальковой. Она выразила сомнение в том, что Генпрокуратура предоставила все необходимые доказательства вины Ширшова, точнее, пояснила Москалькова, в представлении сказано лишь, что этих сведений собрано достаточно. По ее словам, «используя депутатов втемную», Генпрокуратура ставит их в неловкое положение.
Следом выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Посетовав на то, что за депутатами постоянно следят («приходится сидеть дома, а это противно – и на дискотеку хочется, и в кино хочется, но кругом провокации»), Владимир Вольфович перешел к сути вопроса. Фракция, заявил он, сначала хотела голосовать против передачи дела Ширшова в суд, но теперь передумала и выступит «за», поскольку даже сами коммунисты решили не защищать однопартийца, а лидер КПРФ Геннадий Зюганов даже не явился на обсуждение.
«Вы говорите – не надо обсуждать, но это первый признак вашей вины. Если вы не виноваты – я вам советую на всю оставшуюся жизнь: всегда защищайте себя. Фракция молчит – это второе доказательство. Когда здесь обсуждали наших депутатов, вся фракция вставала на защиту, я стоял здесь с пеной у рта. А где (лидер фракции КПРФ Геннадий) Зюганов? Это третий повод у нас голосовать «за», – заявил Жириновский.
Впрочем, КПРФ однозначно окажет поддержку, в том числе и юридическую, своему попавшему под обвинение товарищу. Уже после заседания зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству, глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев заявил об этом газете ВЗГЛЯД.
Напомним, еще в середине февраля коллеги лишили Ширшова неприкосновенности (Госдума тогда проголосовала за снятие иммунитета, а профильный комитет по регламенту рекомендовал ГД одобрить передачу дела Ширшова в суд). Следственные органы заподозрили политика в причастности к аферам по торговле депутатскими мандатами. По версии следствия, Ширшов предлагал одному предпринимателю купить депутатский мандат за 7,5 млн евро. В середине апреля Следственный комитет предъявил обвинение Ширшову в покушении на мошенничество.
Сыщики установили, что 7 июля позапрошлого года Ширшов получил от бизнесмена 66 млн рублей – часть требуемой суммы. При этом депутат действовал вместе с сообщниками: Владимиром Мясиным и Леонидом Карагодой, в отношении которых уже вынесен обвинительный приговор по этому делу, а также Вадимом Гуржием, дело которого пока рассматривается судом.