В понедельник представляющий интересы главы Чечни Рамзана Кадырова юрист Андрей Красненков направил в Следственный комитет заявления о возбуждении уголовных дел против столичных судей, рассматривавших гражданский спор Кадырова с правозащитным центром «Мемориал*», а также в отношении представителей и руководства организации.
Я встречался с Кадыровым 4 октября в «Президент-отеле», подводили итоги моей работы. Но он даже не в курсе этого процесса. Мне за это никто не платит
В суде первой инстанции Красненков просил признать клеветой и опровергнуть ряд сведений, размещенных на сайте «Мемориала» в статье «Представитель Рамзана Кадырова вводит журналистов в заблуждение», и взыскать с ответчика 500 тыс. рублей компенсации морального вреда. Тверской суд отклонил эти требования, после чего Мосгорсуд признал решение законным.
Красненков подавал свой иск еще в 2010 году, но сам просил приостановить процесс до завершения слушаний по уголовному делу в отношении главы центра Олега Орлова, который обвинялся в клевете на Кадырова, связанной с убийством правозащитницы Натальи Эстемировой. Убийство вызвало большой политический и общественный резонанс. Глава центра «Мемориал» публично заявил о личной или опосредованной вине Кадырова в гибели правозащитницы, после чего начались судебные разбирательства с его участием.
В 2012 году Хамовнический суд Москвы прекратил дело о клевете в связи с декриминализацией соответствующей статьи УК РФ.
В заявлении Красненков просит следственный отдел по Тверскому району Москвы привлечь к ответственности за вынесение заведомо неправосудного решения судью Татьяну Федосову, за подлог и фальсификацию – экс-председателя совета центра Олега Орлова, представителя центра в суде Сергея Давидиса. Красненков также просит Преображенский межрайонный следственный отдел привлечь к ответственности еще ряд лиц за вынесение заведомо неправосудных определений. Кроме того, защитник Кадырова направил жалобу на действия нескольких федеральных судей в квалификационную коллегию судей города Москвы. Все они на разных стадиях были задействованы в тяжбе Кадырова и «Мемориала».
В интервью газете ВЗГЛЯД адвокат Кадырова Андрей Красненков рассказал о том, по каким тайным причинам он проиграл «Мемориалу».
Андрей Красненков (Фото: rusnovosti.ru) |
ВЗГЛЯД: Андрей Анатольевич, вердикты суда проигравшей стороне всегда не нравятся. Но почему вы решили выдвинуть против Татьяны Федосовой столь серьезные обвинения?
Андрей Красненков: Я обвинил не только ее, но еще четырех федеральных судей Мосгорсуда: Гербеков Борис Исхакович, Налимова Татьяна Леонидовна, Федорова Евгения Анатольевна и Клюева Анжелика Игоревна.
На судью Федосову (Тверской суд) и «Мемориал» я подал в Следственный комитет по Москве – за неправосудное решение суда. Я подал заявление в следственные отделы о возбуждении уголовного дела по ч. 1 ст. 305 УК РФ (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта). Наказание по этой статье – штраф до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительные работы на срок до четырех лет, либо лишение свободы на срок до четырех лет.
Ранее я не раз обращал внимание судей на произвол, творимый ими в ходе процесса.
ВЗГЛЯД: Так в чем заключался их произвол? Какие у вас доказательства?
А. К.: В деле стали появляться документы, которых не было. Например, протокол суда, зарегистрированный от 29 мая 2012 года. А этого заседания суда не было. Было намечено заседание суда на 12.00. Пришел. На месте застал корреспондента РАПСИ Диану Гуцул. Чуть позже появился Сергей Давидис. Помощник суда нам заявила, что заседание переносится на 15.00 – 3 июля. Мы расписались об уведомлении. О переносе заявили все СМИ.
Каково же было мое удивление, когда я спустя два месяца узнаю, что злополучное заседание состоялось! 29 мая аж в 18.25. Я возмутился. На что мне уже другая судья – Клюева – в своем определении об отказе в передаче моей кассационной жалобы для рассмотрения ее в судье кассационной инстанции возразила: почему вы не пожаловались вовремя. Как я мог подать жалобу, если о заседании, которого «не было», узнал спустя три месяца?
ВЗГЛЯД: Не могли бы вы напомнить, какое решение в итоге приняла судья?
А. К.: Судья посчитала, что публикация «Представитель Рамзана Кадырова вводит журналистов в заблуждение» «является убеждением выражения субъективного мнения ответчика, которое нельзя проверить на предмет достоверности». Я считаю, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. «Мемориал» в своей статье под каждым предложением как раз приводит конкретные факты. И неважно, что они недостоверны.
3 и 4 июля во время судебного заседания ответчики – представители «Мемориала», которые пришли в зал суда, как раз были нелегитимными. Они как раз и ссылались на конкретные факты, которые я документально опровергал. После мотивированного решения судьи я обратился к ведущим лингвистам страны – в экспертно-криминалистический центр МВД России, к Елене Голяшиной, доктору филологических и юридических наук.
Кроме того, я обратился к 23 московским адвокатам с различными учеными специалистами. Все они уверены, что в отношении меня было допущено беззаконие. А некоторые из них заявили, что эта победа в Тверском суде обошлась «Мемориалу» в 6 млн рублей. Иначе глупо полагать, что они так будут подставлять себя.
Но прежде всего они говорили, что это абсолютно неправосудное решение, вынесенное незаконно. Протоколы были фальсификацией. Я в установленный законом срок принес замечания на данные протоколы, но они не были приняты в вышестоящих судах.
«Бороться с коррупцией в Мосгорсуде»
ВЗГЛЯД: Вы хотите сказать, что судье за вынесенное решение заплатили?
А. К.: Я хочу сказать, что мои коллеги-адвокаты, которые знакомы со ставками таких неправомерных решений судей, уверены, что за такое циничное и несправедливое решение было заплачено не менее 6 млн рублей, иначе судьи не рисковали бы своей карьерой.
Поэтому я подал жалобу в соответствующие отделы Следственного комитета по Москве, а также подал жалобу на действия всех пятерых федеральных судей Мосгорсуда председателю квалификационной коллегии судей Ларисе Поляковой. Жалоба принята к рассмотрению. У меня на руках имеются заверенные копии документов, которые я считаю подложными, сфальсифицированными.
ВЗГЛЯД: Вы намерены обжаловать решение суда в вышестоящих органах?
А. К.: Нет. Сейчас я намерен бороться с коррупцией в Московском суде.
ВЗГЛЯД: Вам не кажется, что вы сейчас подрываете авторитет московской Фемиды?
А. К.: О «беспределе» в нашем Мосгорсуде говорят все. К примеру, Анатолий Кучерена называет происходящее в этой структуре «безобразием». Дмитрий Анатольевич (Медведев) не случайно назвал судейское сообщество «закрытой корпорацией, которая не способна к самоочищению»...
ВЗГЛЯД: Почему вы требуете наказать за подлог и фальсификацию и экс-председателя совета «Мемориала» Олега Орлова?
А. К.: Дело в том, что 3–4 июля 2012 года Орлов был представителем «Мемориала» на суде. Согласно моему иску, предъявленному этой организации, он тогда уже не был председателем совета «Мемориала», но, тем не менее, когда он представлял Давидиса суду как представителя «Мемориала», он показал свою корочку председателя. То есть у них на руках не было никакого легитимного документа. Затем Орлов на моих глазах передал Федосовой доверенность – 4 июля после 17-часового перерыва. Доверенность, оформленная Черкасовым на имя Орлова. Она должна была объявить об этом на суде, но она этого не сделала.
ВЗГЛЯД: А Рамзан Кадыров вообще в курсе вашей инициативы?
А. К.: Это моя личная инициатива. Я встречался с Кадыровым 4 октября в «Президент-отеле», подводили итоги моей работы. Но он даже не в курсе этого процесса. Мне за это никто не платит.
* Некоммерческая организация, включенная в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента