О будущем Евросоюза
Я же не предлагаю прислушиваться ко всему тому, что говорят на улицах, это было бы безответственно абсолютно
Премьер Дмитрий Медведев дал большое интервью программе «Вести в субботу», в котором, в частности, прокомментировал резонансное выступление британского премьера Дэвида Кэмерона о перенастройке отношений Лондона с Европейским союзом.
Перед отъездом в Давос премьер Соединенного королевства заявил, что Великобритания может провести референдум о выходе из ЕС. Медведев в четверг встретился с Кэмероном «на полях» экономического форума. Премьер заверил журналистов, что эта встреча никак не пошатнула его уверенность в перспективах ЕС.
«Я задал этот вопрос Дэвиду Кэмерону, он мне дал исчерпывающий политический ответ. Я не буду его воспроизводить, потому что это все-таки наши переговоры, но я абсолютно уверен, что Евросоюз никуда не денется, что при всех минусах Евросоюз – это очень сильное, крепкое интеграционное объединение», – заявил Медведев, слова которого приводит РИА «Новости».
«И более того, мы должны взять всё лучшее, что есть в Евросоюзе, создавая свой Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Казахстаном и Белоруссией, поэтому Евросоюз будет развиваться, у меня нет никаких сомнений», – добавил премьер.
По словам Медведева, для России Европейский союз очень важен как постоянный торговый партнер.
«Мы держим свои валютные запасы в значительной мере в евро, поэтому договорятся они, никуда они не денутся, – напомнил он. – Но, конечно, Евросоюзу нужно заняться своими слабыми местами, обратить внимание на долговое бремя целого ряда стран, улучшить их экономические показатели, заняться, заставить их заняться тем, что принято называть фискальной консолидацией, то есть бюджетом».
О «деле Магнитского»
Тема американского «акта Магнитского» и ответных шагов России на Всемирном экономическом форуме в Давосе не поднималась, поскольку она не интересует большой бизнес, а имеет лишь политическое измерение, отметил Медведев.
«Это никому не интересно, кроме, может быть, отдельных граждан, которые, собственно, на этом зарабатывают политический капитал. Ни один бизнесмен эту тему не поднимает», – сказал он, добавив, что тема «достаточно печальная, потому что она связана со смертью человека».
Напомним, аудитор фонда Hermitage Capital Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов, скончался в СИЗО «Матросская тишина»16 ноября 2009 года, пробыв в заключении почти год (четыре месяца Магнитский провел в СИЗО «Бутырка»).
Глава российского правительства отметил, что дело Магнитского стало сопровождением улучшения торгово-экономических отношений РФ с США. «Они отменили закон советского периода, поправку Джексона-Вэника, и приняли антироссийский закон. Причём, на мой взгляд, абсолютно противоправный закон, если говорить о его соответствии международным конвенциям и доктрине международного суверенитета, поэтому мы на него вынуждены реагировать. Это нормальные, к сожалению, в этом случае действия со стороны государства, которое поставлено в такое положение, но это не предмет бизнеса», – добавил Медведев.
Подписанный президентом США Бараком Обамой «Акт Магнитского» предусматривает визовые и экономические санкции в отношении россиян, причастных, по мнению американских властей, к нарушениям прав человека. Принятый в ответ в РФ «закон Димы Яковлева» вводит в числе прочих мер запрет на усыновление американцами российских детей, а также запрет на работу в России НКО, финансируемых из США.
О рейтинге министров
Дмитрий Медведев также прокомментировал появившийся в СМИ «рейтинг эффективности» российских министров. Так, газета «Известия» в начале января, ссылаясь на опрос среди неназванных высокопоставленных сотрудников администрации президента, сообщила, что «ударниками» в правительстве считаются семь министров, девять работают «стабильно» и «хорошо», пять получили оценку «малоэффективно». В числе тех, чьей работой в Кремле якобы недовольны, – министр по делам Дальнего Востока, глава Минобразования, министр регионального развития, министр транспорта и министр труда.
Отвечая на вопрос о своем отношении к подобным оценкам, Медведев подчеркнул, что любому правительству, любым министрам, любым должностным лицам всегда будут давать оценки, и «это абсолютно нормально». Однако оценивать работу министров надо, «исходя из объективной ситуации».
«И уж точно желательно не придумывать какие-то оценки, а базироваться на тех суждениях или тех критериях, которые установлены властью или же экспертным сообществом. Те оценки, о которых вы говорите, на мой взгляд, были просто высосаны из пальца, что называется, но, в конце концов, каждый имеет право на собственную позицию», – заключил премьер.
О работе правительства
Отвечая на вопрос о том, как привлекать к экономическим реформам гражданское общество, интересующееся преимущественно вопросами политической конкуренции, премьер сказал, что власть должна слушать гражданское общество, но не обязана во всем следовать его мнению.
«Я же не предлагаю прислушиваться ко всему тому, что говорят на улицах, это было бы безответственно абсолютно, – цитирует Медведева ИТАР-ТАСС. – Правительство, руководство страны должно все-таки опираться на мнение людей, но исходить из соображений разумной целесообразности, из экономических соображений, а не следовать любому тренду, будь то левый тренд, правый тренд или ещё какой-то».
«Мы обязаны впитывать самые разные точки зрения, но отнюдь мы не обязаны им следовать», – пояснил глава правительства.
По его словам, одна из главных задач правительства – обеспечить устойчивый рост российской экономики. «Мы должны выйти на такую траекторию роста, которая позволит реально развивать нашу экономику, – продолжил Медведев. – Желательно достичь не 3,5%, а 5% прироста валового внутреннего продукта в год».
Назвав макроэкономическую стабильность «большим завоеванием», Медведев отметил, что задача правительства – ее сохранить.