В пятницу Тбилисский горсуд, как и ожидалось, изменил экс-министру обороны Грузии Ираклию Окруашвили меру пресечения с предварительного заключения на залог в размере 15 тысяч лари (около 9 тысяч долларов). Окруашвили был освобожден из-под стражи в зале суда.
Я активный человек и, исходя из возраста, в будущем не собираюсь сидеть дома
Горсуд освободил его под залог по последнему из трех дел, которые мешали экс-министру выйти на свободу, – по делу о служебной халатности. Пока на нем висит еще одно дело – о создании и руководстве незаконным вооруженным формированием, которое было возбуждено в 2011 году. По нему суд еще не закончился и продолжится в понедельник, но два дня назад по этому делу Окруашвили тоже формально был освобожден под залог: суд учел, что беглец добровольно вернулся на родину.
Напомним, накануне горсуд удовлетворил ходатайство адвокатов Окруашвили по делу, касающемуся обвинения в создании незаконного вооруженного формирования, и изменил ему меру пресечения с предварительного заключения на освобождение под залог в размере 10 тысяч лари (около 6 тысяч долларов). Суд по этому делу продолжится в понедельник.
Кроме того, как писала накануне газета ВЗГЛЯД, Тбилисский апелляционный суд упразднил решение Тбилисского городского суда от 2008 года, приговорившего Окруашвили к 11 годам тюремного заключения по делу о взяточничестве.
Комментируя решение суда, бывший эмигрант в пятницу дал понять, что намерен остаться в политике, сообщило радио «Голос России». «Я активный человек и, исходя из возраста, в будущем не собираюсь сидеть дома. У прокуратуры нет ни одного подтвержденного обвинения не только против меня, но против моих товарищей», – сказал Окруашвили после выхода на свободу.
«Я не сомневался, что все так и закончится. Несмотря на это, эти два дела еще идут, их рассмотрение завершится, наверное, на следующей неделе. И я ожидаю аналогичного решения (оправдательного приговора) и по этим делам», – цитирует Окруашвили портал «Новости-Грузия».
Экс-министр обороны заметил, что после смены власти в Грузии суд стал более-менее объективен. «С приходом новых властей отношение прокуратуры изменилось. И, исходя из этого, суд старается быть более-менее объективным. Иначе у него уже не выходит, так как у него нет никаких доказательств нашей вины, я имею в виду не только себя, но и моих друзей», – сказал Окруашвили. Он пообещал о своих дальнейших планах объявить на следующей неделе.
Как пишет сайт «Грузия-online», представители оппозиционной пропрезидентской партии «Единое национальное движение» предположили, что между Окруашвили и правящей партией «Грузинская мечта» заключена сделка, с которой и связаны его освобождение и реабилитация. По словам представителей ЕНД, между ними достигнута договоренность, согласно которой Окруашвили взамен представит «улики против прежних властей» Грузии.
Окруашвили многие годы был соратником президента Михаила Саакашвили, активным участником «революции роз», занимал ключевые посты в правительстве. После ссоры с президентом в 2006 году Окруашвили подверг Саакашвили резкой критике и стал его злейшим врагом.
Осенью 2007 года он бежал из страны и перебрался во Францию, где получил статус политического беженца. Пока он был на чужбине, грузинская Фемида успела осудить его по целому «букету» уголовных дел, которые многие эксперты сочли сфабрикованными.
После смены власти в Грузии Окруашвили вернулся на родину, но был арестован прямо в аэропорту. Однако в грузинской печати сразу появились предположения о том, что беглый министр вернулся под гарантии новых властей. Публично премьер-министр Бидзина Иванишвили отрицал это. «Обещаю, что никаких гарантий никому дано не будет, будет это Окруашвили, я или президент. Если Окруашвили виновен, он обязательно ответит, а если прав, то будет освобожден», – обещал Иванишвили.
Как говорил газете ВЗГЛЯД тбилисский политолог Гулбаат Рцхиладзе, нынешняя правящая коалиция будет сотрудничать с Окруашвили, но не слишком активно, «потому что Окруашвили – носитель важной информации и может много всего рассказать».
Тем не менее, уверен эксперт, Окруашвили дискредитировал себя фактом активного сотрудничества с Саакашвили в годы прежнего режима. «У него сейчас нет какого-либо значительного рейтинга. Он сам себя дискредитировал. Все помнят телевизионные кадры, когда он, будучи прокурором, арестовывал людей, вымогал у них деньги и так далее», – напомнил он.