Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
4 комментарияФемида передумала
Ираклию Окруашвили отменили 11-летний тюремный срок
Экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили вскоре может выйти на свободу. Два из трех уголовных дел, по которым он был осужден, развалились на повторных судах. Последнее дело будет рассмотрено в пятницу. Политологи считают, что новые власти кулуарно будут сотрудничать с бывшим министром, но публично – от него дистанцироваться.
В четверг экс-министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили получил новую важную поблажку от грузинской Фемиды, резко повысив свои шансы на скорое освобождение. Судьи заменили ему содержание под стражей на залог сразу по двум уголовным делам, по которым он был ранее осужден, а теперь добивается их пересмотра. В пятницу суд рассмотрит и третье дело Окруашвили, которое все еще мешает ему выйти из-за решетки.
Он сам себя дискредитировал фактом активного сотрудничества с Саакашвили в годы прежнего режима. Все помнят телевизионные кадры, когда он, будучи прокурором, арестовывал людей
Дела беглого министра одновременно рассматривали сразу два суда. В четверг сначала тбилисский Апелляционный суд удовлетворил иск адвокатов Окруашвили и отменил приговор Тбилисского горсуда от 2008 года, приговорившего экс-министра к 11 годам лишения свободы.
Как писала газета ВЗГЛЯД, по этому делу Окруашвили был заочно осужден за «взяточничество в особо крупных размерах с вымогательством, осуществленное организованной группой». Фабула обвинения тогда сводилась к тому, что осенью 2006 года якобы по устному указанию Окруашвили (в то время возглавлял минобороны) чиновники угрозами вынудили хозяина крупной сотовой компании Geocell продать конкурентам долю стоимостью 10 млн долларов за номинальную цену – 250 тысяч долларов. При этом все обвинения в адрес министра строились лишь на показаниях председателя национальной комиссии по коммуникациям Грузии Дмитрия Китошвили.
Возвращение Окруашвили в Грузию дало повод адвокатам обжаловать приговор 2008 года. Генпрокуратура еще накануне сняла свои обвинения против Окруашвили по этому делу, поскольку «единственный свидетель обвинения Дмитрий Китошвили отказался от своих показаний и заявил, что дал их под давлением».
Как передает РИА «Новости», адвокаты Окруашвили рассказали, что прокурор заявил о снятии обвинений с экс-министра обороны за недостаточностью улик. Пострадавший также заявил, что никаких претензий к Окруашвили у него нет, потому что в ходе сделки 2006 года никаких контактов с министром обороны у него не было.
По другому уголовному делу, которое по сути развалилось в Апелляционном суде в четверг, Окруашвили был заочно осужден гораздо позднее – в мае 2011 года. Как писала газета ВЗГЛЯД, на этот раз его обвинили в создании и руководстве незаконными вооруженными формированиями, что предусматривает лишение свободы сроком от 6 до 9 лет.
По версии сыщиков, бывший министр во главе отряда мятежников собирался напасть на Тбилиси со стороны Южной Осетии при поддержке российских военных. Сам экс-министр и оппозиция к этим обвинениям отнеслись исключительно с иронией. До приговора дело не дошло. Окруашвили успели приговорить только к предварительному заключению на время разбирательства, и на этом процесс застопорился.
Именно по этому делу в четверг уже другой суд – не Апелляционный, а Тбилисский городской – решил изменить Окруашвили меру пресечения с предварительного заключения на залог в 10 тысяч лари (около 6 тысяч долларов).
Причиной такой поблажки стало изменение показаний восемью из девяти свидетелей по делу на заседании в среду – они тоже заявили, что в 2011 году давали уличающие экс-министра показания под давлением. На заседании в четверг было отмечено, что, по мнению суда, угрозы давления Окруашвили на свидетелей по делу теперь нет. Кроме того, суд освободил под залог в 10 тысяч лари и другого фигуранта дела о событиях 2011 года. Но если его подельник выйдет на свободу сразу после выплаты залога, то ситуация с Окруашвили сложнее.
- Грузины бегут от Саакашвили в Париж
- Окруашвили получил срок
- Суд Германии готов отдать Окруашвили Грузии
- Немцы помогли Саакашвили поймать Окруашвили
- Окруашвили: «Ты совершил большую ошибку, Миша»
- МВД Грузии задержало «планировавших наступление из России» оппозиционеров
- Окруашвили объявил голодовку
- Окруашвили вернулся в Грузию
Последнее, третье дело, которое пока не дает Окруашвили выйти на волю (о служебной халатности), касается приобретения министерством обороны в бытность Окруашвили главой ведомства некачественных боеприпасов при посредничестве фирмы Mevel Corporation. По этому делу приговор также еще не вынесен, но беглый министр был приговорен к предварительному заключению на время разбирательства. Именно по этому делу суд начнется в пятницу. Правда, в 2006 году, когда его только начали рассматривать, Окруашвили перед бегством за границу формально успел признать себя виновным.
«Носитель важной информации»
Напомним, Ираклий Окруашвили много лет был ближайшим соратником и другом Михаила Саакашвили. Еще в начале 2000-х, когда будущий глава государства возглавлял минюст, Окруашвили был его заместителем. После «революции роз» 2003 года он занимал ключевые посты в правительстве, возглавлял силовые ведомства, в том числе минобороны, и генпрокуратуру, и на каждом из постов считается главным «ястребом». Саакашвили называл Окруашвили своим «лучшим министром».
Однако в 2006 году они поссорились, и Окруашвили покинул правительство, а через год в прямом телеэфире выступил с резкими обвинениями в адрес президента, в частности, упрекнув Саакашвили в лоббировании интересов своей семьи при заключении крупных финансовых сделок, подготовке вторжения в Южную Осетию, в разработке плана раскола Грузинской православной церкви, а также в намерении убить миллиардера Патаркацишвили.
С тех пор Окруашвили превратился в злейшего врага Саакашвили. Осенью 2007 года он бежал из страны, получив позднее статус политического беженца во Франции. Пока он был на чужбине, грузинская Фемида успела осудить его по целому «букету» уголовных дел, которые многие эксперты сочли сфабрикованными.
После смены власти в Грузии Окруашвили 20 ноября вернулся на родину, но был арестован прямо в аэропорту. Однако в грузинской печати сразу появились предположения о том, что беглый министр вернулся, получив гарантии от новых властей. Публично премьер-министр Бидзина Иванишвили отрицал это. Как говорил премьер, он узнал о возвращении Окруашвили в Грузию лишь после ареста последнего.
«Я не исключаю, что у какого-то министра была связь с ним, но это было бы только дружбой и ничего общего с правосудием не имело. Обещаю, что никаких гарантий никому дано не будет, будет это Окруашвили, я или президент. Если Окруашвили виновен, он обязательно ответит, а если прав, то будет освобожден», – обещал Иванишвили.
Тбилисский политолог Гулбаат Рцхиладзе считает, что нынешняя правящая коалиция будет сотрудничать с Окруашвили, но не слишком активно. «Наоборот, по отношению к нему будет сохранена дистанция. Видимо, есть кулуарные темы, по которым они будут сотрудничать, потому что Окруашвили – носитель важной информации и может много всего рассказать. Из эмиграции он частично что-то уже рассказывал разным телеканалам, но, может быть, есть еще факты, которые он знает и еще не раскрывал», – заявил газете ВЗГЛЯД Рцхиладзе.
Однако делать Окруашвили одним из своих лиц коалиция «Грузинская мечта», по словам политолога, не станет. «У него сейчас нет какого-либо значительного рейтинга. Он сам себя дискредитировал фактом активного сотрудничества с Саакашвили в годы прежнего режима. Все помнят телевизионные кадры, когда он, будучи прокурором, арестовывал людей, вымогал у них деньги и так далее», – напомнил он.
Рцхиладзе допустил, что Окруашвили получил от представителей новой власти определенные гарантии. «Обвинения в адрес бывшего министра обороны были выдвинуты прежней властью, которая обозлилась на него за то, что он в свое время перешел на сторону оппозиции. Сейчас судить Окруашвили и засадить его в тюрьму по обвинениям времен власти Саакашвили было бы нелогично, поэтому действительно такие гарантии могли иметь место. Хотя все это произошло на суде, открыто. Так что можно сказать, что все происходит легитимно, а не кулуарно», – заключил он.