В Москве встревожены заявлениями США о том, что они будут искать пути разрешения сирийского кризиса в обход ООН. «США уже заявили, что будут действовать в обход СБ ООН. Нам не очень понятна эта позиция», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу Sky News Arabia, передает «Интерфакс».
Я считаю, что заявления, которые мы слышим из Вашингтона и некоторых других столиц, о том, что «женевское коммюнике умерло», достаточно безответственны
США выступили с подобными заявлениями спустя несколько дней после встречи в Женеве, где была создана «группа действий», которая приняла развернутое коммюнике. «Я считаю, что заявления, которые мы слышим из Вашингтона и некоторых других столиц, о том, что «женевское коммюнике умерло», достаточно безответственны. Это самый важный консенсус, который был достигнут по Сирии с участием западных государств (США и Европы), России, Китая, ведущих арабских стран и Турции», – отметил министр.
«Заявления о том, что это «мертвый документ», означают, что кто-то с нетерпением хочет искать предлог, чтобы заявить о бесперспективности мирных методов урегулирования и прибегнуть к неким силовым действиям. Это нас очень тревожит, так как это путь к большой катастрофе в регионе», – считает Лавров.
Он также подтвердил позицию России о том, что отставка президента Сирии Башара Асада не может быть навязана извне: «Это решать самим сирийцам. Так же, как в любом другом государстве судьбу своего руководства решает народ», – заметил Лавров. «Надо спросить у сирийского народа. Как я уже сказал, режимом было совершено много ошибок. Но одна из главных причин, которая усугубила конфликт, после того как началось сначала несиловое, а потом силовое и вооруженное противостояние, заключается в следующем: те, кто с самого начала требовал отставки Асада, игнорировали интересы той части сирийского народа, которая, давайте признаем, видела и продолжает видеть в нем гаранта своих прав и безопасности в сирийском государстве», – подчеркнул он.
Лавров отметил, что в Сирии существует очень сложный конфессиональный и этнический состав. «И те меньшинства, которые группируются за спиной Асада в надежде на то, что он защитит их права, тоже часть сирийского народа. Поэтому не зря российская сторона неоднократно подчеркивала (об этом говорил президент России в своих контактах с Бараком Обамой, европейскими лидерами и руководителями стран региона), что, прежде чем будут согласованы параметры будущего сирийского государства, необходимо выйти на договоренности о прочных гарантиях соблюдения прав этнических, религиозных и иных меньшинств. И только после этого можно обсуждать все остальное. Это принципиальнейший вопрос», – считает министр.
«Россия с самого начала конфликта предупреждала о недопустимости легкого, поверхностного отношения к глубинной проблеме противоречий внутри ислама, которая вызревала в том числе и в Сирии. Очень опасно, что сейчас это вырывается наружу. Я уже не говорю об обострении в последние недели курдской проблемы», – добавил он.
Между тем Лавров опроверг мнение о том, что Россия поддерживает Асада. «Никакой поддержки режиму в нашей позиции нет. Мы его осуждали, критиковали, требовали от него принять мирную инициативу ЛАГ, план Аннана, миссию наблюдателей ООН и женевское коммюнике. Как бы ни относиться к действиям Асада, он все это сделал. Он даже назначил переговорщика, как об этом его просили все участники женевской встречи. А вот аналогичные просьбы к оппозиции по-прежнему игнорируются», – отметил он.
Глава МИД РФ предлагает объявить перемирие в Сирии под ответственность внешних игроков, потому что без этого миссия нового спецпосланника ООН Лахдара Брахими не принесет результата. «Политический диалог не завяжется, по крайней мере эти усилия не приведут к окончательному результату, если не будет прекращено насилие. А это не зависит от Брахими. Это не зависит от наблюдателей, которые лишь следили за тем, как выполняется объявленное в апреле перемирие», – считает он.
«Сейчас мы предлагаем вновь объявить такое перемирие, но уже под ответственность внешних игроков, которые имеют влияние и на правительство, и на вооруженные отряды оппозиции. Поэтому если все мы желаем успеха политическому процессу, то нужно самим коллективно, дружно навалиться на все оппозиционные группы и заставить их прекратить стрелять, убедить срочно сообщить имена своих переговорщиков, направить их в то место, которое будет для всех приемлемо и которое будет согласовано, и начинать договариваться», – подчеркнул он.
Возвращаясь к вопросу о назначении 17 августа на пост спецпредставителя ООН по Сирии бывшего главы МИД Алжира Брахими, Лавров отметил, что его миссия будет гораздо меньше, чем миссия наблюдателей ООН.
«Она будет состоять из нескольких десятков человек, там будет небольшой компонент военных наблюдателей, небольшой политический компонент и компонент, который будет помогать реализовывать гуманитарные проекты: доставку помощи и др. Учитывая размеры этой группы и ситуацию в стране, где продолжаются боевые действия, сомневаюсь, что ее представители смогут часто выезжать из Дамаска в другие города. Очевидно, что, исходя из обстоятельств, на этом этапе самое большое внимание они будут уделять политическому процессу: налаживанию контактов, которые позволят завязать политический диалог», – сказал он.
Впрочем, назначение Брахими на пост нового спецпредставителя ООН/ЛАГ по Сирии Москва оценивает удовлетворительно. «Исходим из того, что Брахими будет строить свою работу на платформе уже имеющейся «дорожной карты» сирийского урегулирования – мирного плана Аннана и итогового коммюнике июньской министерской встречи «группы действий» по Сирии в Женеве, а также соответствующих решений СБ ООН», – подчеркивается в сообщении, опубликованном на сайте российского внешнеполитического ведомства.
Россия не намерена вводить санкции в отношении нарушителей перемирия в случае его достижения в Сирии, уверил российский МИД. «Что касается возможности применения санкций, то Российская Федерация неоднократно заявляла, что любые рестриктивные меры должны вводиться не отдельными странами и группами стран для достижения своих политических целей, а СБ ООН, и то в случае крайней необходимости», – сказал замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов «Интерфаксу». «И вообще, сейчас речь надо вести не о санкциях, а о том, чтобы все, кто имеет влияние на сирийские стороны, обеспечили выполнение ими обязательств по прекращению насилия», – добавил дипломат.
В пятницу Россия хочет обсудить свои предложения по перемирию на встрече «группы действий» по Сирии. «Что касается ее конкретного содержания, то мы выдвинули предложение нашим партнерам по Женеве, а также Ирану и Саудовской Аравии выступить с призывом к сирийским сторонам в конфликте с конкретной даты и времени прекратить боевые действия и назначить представителей для участия в политических переговорах», – сказал дипломат. Конкретные предлагаемые сроки он не назвал, но заявил, что «кровопролитие в Сирии должно быть остановлено как можно скорее».
#{interviewpolit}После достижения перемирия в Сирию смогут вернуться наблюдатели ООН, надеется Геннадий Гатилов. Закрыв миссии наблюдателей ООН в Сирии, международное сообщество лишилось источника критически важной информации из этой страны, добавил он.
Сергей Лавров в интервью иностранному телеканалу опроверг сообщения о том, что Россия заключает с Сирией новые контракты на поставку Дамаску вооружений. «Давайте будем честными, речь об оружии и технике, купленных у Советского Союза. Мы уже не раз говорили, что выполнили старые контракты. Новых пока мы не заключаем», – сказал он в интервью телеканалу Sky News Arabia. Напомним, что ранее с критикой за поставки оружия Сирии на Россию обрушился помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Филипп Гордон. «Конечно, мы приветствуем тот факт, что они (русские) не подписывают новые контракты, но мы сожалеем, что они выполняют старые, поскольку считаем, что последнее, что сейчас нужно, это больше оружия у сирийского правительства», – сказал Гордон.
Что касается планов военных представителей США по созданию бесполетной зоны над Сирией, то глава МИД РФ считает это нарушением суверенитета государства и Устава ООН. Создание в Сирии бесполетной зоны под предлогом предотвращения гуманитарного кризиса неприемлемо, считает Лавров.
По словам министра, для облегчения судьбы беженцев, внутренне перемещенных лиц существуют специальные механизмы и инструменты. «Заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Валери Амос в эти дни находилась в Дамаске и других районах Сирии. Есть согласие сирийского правительства решать эти вопросы», – отметил российский дипломат.
Кроме того, напомнил он, есть управление верховного комиссара ООН по делам беженцев, которое готово оказывать содействие тем, кто находится в лагерях на территории Турции, Иордании и других стран. «Через эти апробированные международным гуманитарным правом методы нужно решать проблемы безопасности гражданских лиц. Если же со ссылкой на гуманитарный кризис пытаются создавать бесполетные зоны и зоны безопасности в военных целях, то это неприемлемо», – подчеркнул глава МИД РФ.
Бегство сирийского вице-президента
Тем временем из самой Сирии приходит противоречивая информация о бегстве из страны вице-президента Сирии Фарука Шараа. «Аль-Арабия» сообщила о том, что он примкнул к оппозиции и прибыл в Иорданию. По сведениям ливанской новостной службы «Руввад», Шараа исчез из Дамаска десять дней назад. До этого в четверг племянник вице-президента полковник Юураб Шараа неожиданно появился в столице Иордании, откуда призвал сирийскую армию «встать на сторону народа и выступить против правления Башара Асада».
Однако межарабский телеканал «Аль-Арабия» отличается регулярным распространением недостоверной и негативной информации о реальных событиях в Сирии. В итоге чуть позже офис сирийского вице-президента Фарука аш-Шараа опроверг распространенную информацию о его бегстве в Иорданию. «Офис вице-президента опроверг появившиеся на этот счет сообщения», – говорилось в информации сирийских СМИ. Затем и государственное сирийское телевидение опровергло информацию о бегстве. «Господин Шараа никогда не помышлял о том, чтобы покинуть страну или куда-то поехать», – подчеркивалось в телесообщении. Официальные представители Иордании также заявили, что вице-президент не находится в этой стране, куда, по сообщениям, он якобы бежал.
Иранская ядерная программа
В своем интервью глава российского МИДа также затронул проблему ядерной программы Ирана. По его мнению, она не опаснее многих других международных проблем. «Расхождения, которые сохраняются между членами «шестерки» и Ираном, очень серьезны, но я бы сказал, что они не более серьезны, чем расхождения в палестино-израильском и арабо-израильском урегулировании, не более серьезны, чем расхождения по Западной Сахаре или по проблемам создания зоны, свободной от оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке», – говорит Лавров. «Я не вижу каких-либо причин именно иранскую ядерную проблему делать единственной, которая обязательно взорвется», – добавил министр.
По его словам, в России не считают переговоры по ядерной программе Ирана в Стамбуле и в Москве провальными. «Те, кто говорит об этом как о провале, они хотят нагнетать истеричную риторику. Это неправильно», – указал Лавров. Какие-либо конфронтационные контексты в этом вопросе, по его словам, контрпродуктивны.
«И в Стамбуле, и в Москве, и в последующих контактах был достигнут небольшой, но прогресс, потому что стороны, может быть, как никогда раньше, очень четко и подробно изложили свои подходы, причем не в лозунговом смысле, не декларативно, а в привязке к конкретным компонентам проблемы: обогащение урна, проценты обогащения урана, приостановка обогащения урана, какие-то шаги, которые будут предприняты взамен, и тому подобное», – сказал глава МИД РФ.
Стороны в своей работе над разрешением ядерной проблемы Ирана основываются на принципах поэтапности и взаимности, продолжил он. «И в этом направлении мы движемся», – сказал министр. По его мнению, переговоры – это единственный способ решить данную проблему, но не военная сила.