В России резко отреагировали на прохождение в палате представителей США так называемого «закона Магнитского», увязанного конгрессменами с отменой поправки Джексона – Вэника.
Такого рода законы принимают парламентарии, страдающие повышенной самооценкой относительно соблюдения прав человека в своей собственной стране
Голосование в американском парламенте состоялось накануне. Решение ввести санкции в отношении ряда российских чиновников поддержали все конгрессмены.
В Госдепартаменте США таким исходом остались крайне довольны. С одной стороны, заметила официальный представитель американского внешнеполитического ведомства Виктория Нуланд, отмена поправки Джексона – Вэника и предоставление России статуса нормальных торговых отношений решают проблему американского бизнеса. С другой – она с удовлетворением отметила, что конгрессмены объединили торговый законопроект с правозащитным.
Россия предупреждала
Совсем иначе произошедшее восприняли в Москве. «Принятое палатой представителей американского Конгресса решение одобрить антироссийскую законодательную инициативу, в соответствии с которой вводятся визовые и финансовые санкции в отношении граждан нашей страны, – это вызывающе недружественный и провокационный выпад», – заявил МИД России.
Во внешнеполитическом ведомстве напомнили, что Москва неоднократно предупреждала о последствиях такого шага, подчеркивая, что он негативно скажется на атмосфере российско-американских отношений и не останется без жесткого ответа.
«Если кто-то в Конгрессе полагает, что с Россией можно разговаривать языком санкций и ультиматумов, меняя устаревшую антисоветскую поправку Джексона – Вэника на ее новое издание под прикрытием мнимой «заботы» о правах человека, то такой расчет не имеет перспектив. Советуем американским законодателям присмотреться к неприглядной картине с соблюдением прав человека в самих США. Об узаконенных пытках в спецтюрьмах ЦРУ, похищениях агентами спецслужб иностранных граждан, бессрочном и бессудном содержании заключенных на базе в Гуантанамо мы говорили и будем говорить до тех пор, пока хоть что-то из этого не начнет оседать в сознании американских политиков, взявших за правило цинично поучать других», – подчеркнули в МИДе.
«Надеемся, что американская исполнительная власть отдает себе отчет в тех пагубных последствиях, к которым могут привести действия недоброжелателей и противников нашего двустороннего взаимодействия в законодательной области. Иллюзий быть не должно: ответные меры с нашей стороны обязательно последуют, и ответственность за это целиком ляжет на США», – добавили на Смоленской площади.
Позднее в том же ключе выступил Кремль. Принятие палатой представителей Конгресса США «закона Магнитского» повлечет за собой с российской стороны адекватный ответ, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
«Мы с большим сожалением восприняли это решение и с не меньшим сожалением констатируем его предсказуемость. Оно, безусловно, показывает, что некоторые сегменты российско-американских двусторонних отношений так и не стали подвержены «перезагрузке». Разумеется, адекватный ответ последует», – заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, слова которого приводит ИТАР-ТАСС.
Солидарны с позицией исполнительной власти оказались и законодатели. Председатель Госдумы Сергей Нарышкин назвал решение американских парламентариев политиканством. «Вижу здесь попытку вмешательства во внутренние дела нашей страны и политиканство вокруг трагической смерти человека. Столь недальновидный шаг американских законодателей идет вразрез с нашими общими достижениями последних лет и подрывает доверие между нашими странами. Безусловно, принятие данного законодательного акта не останется без реакции с российской стороны, а его практическая реализация повлечет ответные меры», – цитирует слова Нарышкина «Интерфакс».
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк также уверен, что американское решение не только не имеет смысла, но и навредит отношениям двух стран. «Это никоим образом не будет способствовать улучшению взаимоотношений между нашими странами. Очевидно, что российское правосудие и следствие никак не зависят от пожеланий или позиций американских законодателей. Мы сами заинтересованы в том, чтобы были проведены все необходимые следственные действия, была четко установлена степень вины каждого, виновные понесли заслуженное и предусмотренное нашим законодательством наказание», – сказал он.
Устроили себе ловушку
С ним согласен глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков, добавивший, что от принятия «закона Магнитского» пострадают в первую очередь сами США. «Каковы бы ни были намерения и подходы администрации Обамы к этому вопросу, ясно, что принятие такого закона серьезно усложнит Штатам задачу налаживания партнерских отношений с Россией, к которым они, по их собственным заверениям, стремятся. В каком-то смысле администрация Обамы становится заложницей этого закона, на что, безусловно, и был расчет его инициаторов», – добавил депутат.
В то же время он отметил, что и «список Магнитского», и отмена поправки Джексона – Вэника приняты в виде единого законодательного акта. «Это означает, что президент США не сможет не подписать этот закон, поскольку «список Магнитского» жестко увязан с отменой поправки и предоставлением России режима нормальных торговых отношений. Это означает, что инициаторы закона ставят президента США перед необходимостью подписать его», – сказал Пушков.
Он отметил, что в этом законе отражается «давление двух мощных лоббистских групп». «Одна группа – это крупный американский бизнес, заинтересованный в том, чтобы в полной мере воспользоваться теми возможностями, которые открылись для американских концернов в России после ее вступления в ВТО. Вторая группа – политическая. В нее входят многие видные члены обеих палат американского Конгресса, известные прежде всего своими антироссийскими настроениями, как, например, сенатор Маккейн», – подчеркнул депутат.
Председатель комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов также обратил внимание на политизированность этого закона. «Этот документ, конечно же, носит вызывающий и показной характер. Соответствующие американские власти и без этого закона вольны не давать въездные визы в США кому угодно. Поэтому практического значения «список Магнитского» для визового режима не имеет – он его не ужесточает и не облегчает, а носит недружелюбный по отношению к России характер», – подчеркнул Маргелов.
«Такого рода законы принимают парламентарии, страдающие повышенной самооценкой относительно соблюдения прав человека в своей собственной стране. Надеюсь, практичные чиновники Евросоюза не последуют американскому примеру. Россия и Евросоюз слишком перевязаны взаимными экономическими интересами, и принятие аналога американского «списка Магнитского» нанесло бы существенный ущерб достижению этих интересов», – добавил он.
В свою очередь первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов в разговоре с ER.RU отметил, что даже в советские времена подобных списков никто не составлял. «На практике все это не имеет никакого значения, сотрудники МВД и тюрем у нас обычно не ездят в США, у них нет там счетов. Но сам по себе факт возможного принятия списка – неприятный и беспрецедентный», – подчеркнул он.
Что же касается ответной реакции России, то, по словам депутата, для начала надо посмотреть, в какой редакции будет принят этот закон. «Есть версия палаты представителей, которая предусматривает упоминание России в качестве страны, нарушившей права человека. И есть другой проект, рассматриваемый в сенате, в котором предусмотрено введение санкций безотносительно страны, то есть Россия в нем не упоминается. Законопроект из палаты представителей сейчас пойдет в сенат, и через месяц он будет там рассматриваться. Какая в итоге редакция возобладает, сказать мы пока не можем», – пояснил он.
Так что у российских парламентариев еще есть время на то, чтобы подготовить свой ответ. «Он будет достаточно коротким. В нем будет предусматриваться запрет на въезд на территорию России лиц, которые связаны с нарушением прав человека. К примеру, это могут быть лица, связанные с пытками в тюрьме Гуантанамо», – не исключил Никонов.