«14 сентября Виталий Храмов был выдворен с территории Украины через Керченскую паромную переправу в порт Кавказ на территории Российской Федерации», – отмечается в сообщении пресс-службы Службы безопасности Украины (СБУ).
Поверьте, на полуострове не раз подходили к «красной черте», но никогда ее не переходили. Всегда срабатывали тормоза
В сообщении уточняется, что «за период пребывания в Крыму Храмов неоднократно являлся организатором, а также активным участником различного рода массовых акций, имеющих явно выраженный провокационный характер, направленных на разжигание межнациональной вражды».
«Кроме того, зафиксированы факты неоднократного непосредственного участия гр-на Храмова в создании конфликтных ситуаций, которые приводили к массовым нарушениям общественного порядка и физическим столкновениям с сотрудниками милиции... Таким образом, гражданин Российской Федерации Храмов В. П., пребывая на территории Украины, неоднократно призывал к разжиганию национальной, расовой и религиозной вражды, негативно высказывался о внутренней политике Украины, что противоречит закону Украины «О статусе иностранцев и лиц без гражданства», – говорится в сообщении.
Коллегия Окружного административного суда Крыма в течение двух дней зачитывала приговор и в конечном счете вечером во вторник поставила в этом деле точку, удовлетворив исковые требования Железнодорожного райотдела милиции Симферополя и крымского главка СБУ. Истцы считали, что не только деятельность Храмова вела к разжиганию межнациональной и межрелигиозной вражды, но и сам Храмов – это гражданин России, получивший украинское гражданство незаконным путем.
В июне этого года Центральный районный суд Симферополя уже рассматривал дело Храмова. Суд оштрафовал Храмова на 8,5 тыс. гривен за оскорбление мусульман. Казак выполнять решение суда отказался, но обжаловать его не стал.
Атаман говорил, что проживал в Крыму последние 27 лет, а украинское гражданство получил автоматически с получением Украиной независимости. Именно на этих аргументах он строил свою защиту, однако суд не счел их убедительными.
Храмов известен своими публичными оскорблениями, причем в адрес всех живущих на полуострове национальных меньшинств: крымских татар, украинцев и евреев. Против него возбуждено четыре уголовных дела за разжигание межнациональной розни. Власти Крыма жестко критиковали действия главы «Соболя» и ультраправого казачества в целом.
В интервью российскому агентству «Новый регион» сам Храмов заверил, что своих взглядов менять не намерен.
«Я буду считать, что меня будут выдворять за заслуги перед Отечеством. Все «профессиональные» русские оказались нерусскими, но сказать, что они проявили себя трусами, нельзя, потому что при их «скреблении» они оказались «русскоговорящими». А меня как просто нормального русского общественного деятеля решили наказать. Практику дедушки Бланка (так атаман называет Ленина – прим. ред. агентства) никто не отменял. Не можешь утопить или расстрелять – то хотя бы посади на пароход и удали оппонента из страны. Я воспринимаю это как аплодисменты себе и обещаю русским людям, что я как был русским старейшиной, русским общественным деятелем, так им и останусь – вне зависимости от развития ситуации».
В момент оглашения вердикта суда в зале присутствовали также соратники Храмова, журналисты и бойцы спецподразделения «Беркут». На улице у здания дежурили 20 спецназовцев, однако все прошло без происшествий. После оглашения вердикта «старейшину» казаков в сопровождении милиционеров вывели из здания и усадили в серебристый микроавтобус. Сторонники провожали Храмова аплодисментами. Силовики позднее рассказали, что Храмов успел попрощаться с семьей. Оказывается, у атамана жена и целых 15 детей.
#{ussr}Соратники Храмова заявили, что атамана не пускали всю ночь в Россию и пересечь границу Храмов смог только к полудню среды. Его друзья намерены в скором времени пикетировать здание крымского главка СБУ и требовать от силовых структур «соблюдения правовых норм».
По информации некоторых местных изданий, на другой стороне Керченского пролива сначала отказывались принимать Храмова из-за отсутствия у него российского паспорта.
Как пишут крымские издания, изгнание Храмова точно воспроизвело депортацию другого пророссийского политика – экс-президента автономии Юрия Мешкова, гостившего в Крыму этим летом.
Напомним, 14 июля сотрудники СБУ задержали Мешкова в Ялте и сразу повезли в тот же Окружной админсуд Крыма. Суд велел депортировать Мешкова незамедлительно, кстати, срок запрета на пересечение украинской границы избрали аналогичный – пять лет. В конце концов гражданина РФ Юрия Мешкова силовики усадили в тот же или аналогичный серебристый «минивэн» и отправили в Керчь, откуда он и поплыл на пароме на российскую территорию. И тоже поздно вечером, так что он затем долго не мог попасть на Тамань.
Как сообщил ИТАР-ТАСС генеральный консул РФ в Симферополе Владимир Андреев, «украинская сторона официально не уведомила о выдворении Храмова по решению суда».
Генконсул отметил, что «Храмов на пароме около 12.00 мск был доставлен в порт Кавказ, где его родственники подтвердили российское гражданство депортированного и наличие у него паспорта гражданина РФ».
Дипломат выразил сожаление, что украинская сторона не соблюдала формальности по данному делу, о котором генконсульство узнало из прессы. «Похожая ситуация была в середине июля, когда без уведомления генконсульства был выдворен из Крыма бывший президент этой автономии Юрий Мешков», – констатировал Андреев.
Эксперты не считают, что межнациональные и межконфессиональные отношения в Крыму уже заметно смягчились по сравнению с недавними годами. Примиряться друг с другом разные общины вынуждает общий интерес к туристическому потоку, полагают эксперты. Как заявил в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель Таврического института регионального развития Андрей Клименко, у него пока не вызывает опасений, что какой-либо из конфликтов может привести к серьезным последствиям.
«Уверяю, что не эта тема является сегодня в крымском обществе определяющей. Поверьте, на полуострове не раз подходили к «красной черте», но никогда ее не переходили. Всегда срабатывали тормоза», – убеждает политолог.
«Люди в Крыму: и татары, и русские, и украинцы, и греки – внутренне понимают, что конфликты влекут за собой уменьшение туристического потока», – подчеркнул собеседник газеты ВЗГЛЯД.
Что касается Храмова, то, по мнению Клименко, его депортация была показательной, рассчитанной лишь на телекамеру. «Я считаю это верхушечными, искусственными вещами», – заверил эксперт.