Вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа» Алексей Филатов сообщил газете ВЗГЛЯД, что его коллега уже отпущен на свободу.
Когда в 1991 году убили его подчиненного Виктора Шатских, тогдашний глава государства Михаил Горбачев заявил, что никого в Вильнюс не отправлял
«Благодаря усилиям наших политиков Михаила Головатова уже освободили. Надеюсь, в скором времени он будет в Москве», – сказал Филатов. Впрочем, он признал, что Головатов в любом случае напрасно недооценил угрозу ареста, отправляясь на территорию Евросоюза.
«Головатов знал, что проводятся какие-то мероприятия, но не придавал этому значения, считал их несерьезными, – сказал Филатов газете ВЗГЛЯД. – Я точно не знаю, что он делал в Австрии, но, скорее всего, был на отдыхе».
Филатов осудил действия австрийских властей.
«В чем его обвиняют? В том, что он выполнял приказ вышестоящего руководства страны? На тот момент Литва была в составе единого государства, – сказал Филатов газете ВЗГЛЯД. – Головатову приказали, и он выполнил его. Когда в 1991 году убили его подчиненного Виктора Шатских, тогдашний глава государства Михаил Горбачев, который теперь широко справляет свои юбилеи, заявил, что никого в Вильнюс не отправлял, хотя все прекрасно знают, что без приказа военный человек не сдвинется с места. То, что сегодня произошло с Михаилом, – это отголоски того времени и слабая работа людей, отвечающих сегодня за внешнюю политику. Обвинить Головатова – это как обвинить ветеранов Великой Отечественной войны в несуществующих преступлениях».
Бывший замминистра обороны Белоруссии, в январе 1991 года начальник Вильнюсского гарнизона советских войск, генерал Владимир Усхопчик хорошо знает Головатова. Он согласен, что Головатов недооценил опасность ареста. «Он совершил опрометчивый шаг, – заявил генерал газете ВЗГЛЯД. – В Евросоюзе, видимо, наши фамилии в каких-то списках. Там правды не добьешься, поэтому лучше там не появляться. Задержать нужно было Горбачева, который вот ездит, премии получает, и тех, кто развалил Советский Союз. Их почему-то не задерживают. А задерживают людей, которые выполняли свой долг».
Что касается событий 20-летней давности, то Усхопчик по-прежнему не считает ни себя, ни Головатова в чем-либо виноватым. «Этот офицер выполнял приказ, был верен присяге. В 1991 году мы все выполняли приказ, который был дан Верховным главнокомандующим, – сказал Усхопчик газете ВЗГЛЯД. – Я знаю, что они выполняли приказ очень корректно, без боеприпасов. Никому не выдавали боеприпасов. Но доказать это сегодня в Европе невозможно, поэтому посещать страны ЕС довольно рискованно». «Если подтвердится сообщение об освобождении Головатова, – заметил Усхопчик, – то значит, и там сидят люди думающие».
Прокуроры немногословны
Ранее в интервью на сайте Chekist.ru Головатов откровенно рассказывал о своей службе в группе «А», подчеркивая, что группе пришлось активно действовать в конце 80-х и начале 90-х годов.
«Наибольший период оперативных заданий пришелся на период с 1985-го по 1991 год. Это связано с участившимися захватами воздушных судов, с активизировавшейся деятельностью иностранных спецслужб и с дезинтеграционными процессами в стране. Все шло к развалу СССР, и группа «А» выступала в роли тушителя пожаров, которые периодически возникали в Средней Азии, Закавказье, Прибалтике и Молдавии», – говорит Головатов.
Как сообщает сайт DELFI, прокуратура Литвы отказывается указывать какие-либо сведения о личности задержанного. Прокуроры сообщили только, что подозреваемый задержан в четверг в столице Австрии Вене. Никакие детали прокуроры не раскрыли: ни его личность, ни национальность.
Если подозреваемый согласится, чтобы его выдали Литве, процедура может продлиться около 10 дней. Но это маловероятно. Если подозреваемый не согласится на экстрадицию, его судьбу будет решать суд Австрии.
По словам заместителя главного прокурора Департамента уголовного преследования Генпрокуратуры Томаса Крушны, европейский ордер на арест этого лица выдан в прошлом году. Почему международный розыск участника событий 13 января был объявлен только в прошлом году, прокурор не сказал.
Прокуроры ждут, что скажет о своей выдаче Литве сам подозреваемый. Но наиболее вероятно, что он не захочет быть осужденным в Литве, прокурорам придется ждать вердикта австрийского суда.
Путь спецназовца
Согласно данным сайта Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора, Головатов в группе «А» с момента ее основания в 1974 году.
Михаил Головатов родился 23 августа 1949 года в Подмосковье. Активно занимался спортом. Действительную службу проходил в военизированной пожарной охране Москвы. По ее завершении в 1972 году принят на работу в 7-е Управление КГБ СССР. Профессиональную чекистскую подготовку прошел в Ленинградской спецшколе КГБ (1973 год), говорится на сайте Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора.
#{ussr}Мастер спорта по лыжам и стрельбе из пистолета. В 1965–1971 годах был членом штатной команды «Динамо» по лыжным гонкам, входил в сборную Советского Союза.Охранял высших руководителей Афганистана в 1979 году, принимал участие в спецоперации в Грузии в 1983 году, когда террористами был захвачен самолет. С 4 марта по 25 апреля 1984 года возглавлял нештатную боевую группу в Афганистане. В том же году назначен заместителем командира группы «А» – начальником хабаровского отделения.
Головатов помимо оперативных задач формировал региональные подразделения группы «А» в Минске, Киеве, Алма-Ате, Краснодаре и Екатеринбурге. В дальнейшем курировал это направление до лета 1991 года. В 1986 году окончил Высшую школу КГБ по специальности «юрист-правовед». Командовал группой сотрудников подразделения, командированных в Вильнюс в январе 1991 года.
После увольнения с военной службы занялся частной охранной деятельностью. Является президентом Федерации лыжных гонок Москвы, членом президиума Федерации лыжных гонок России.
Международный розыск
Досудебное расследование по статьям действовавшего в то время Уголовного кодекса о вредительстве, публичном призыве нарушить суверенитет Литовской Республики, создании антигосударственных организаций и участии в их деятельности, преднамеренном убийстве при отягчающих обстоятельствах, начато после трагических для Литвы событий 13 января 1991 года.
В июне 1996 года уголовное дело, по которому обвинялись 48 лиц, было передано Вильнюсскому окружному суду, но уже в октябре того же года суд отделил и вернул прокуратуре досудебное расследование в отношении 42 лиц, так как они скрывались. 23 августа 1999 года шестерым обвиняемым по этому делу был вынесен приговор.
По данным Генпрокуратуры, за весь период расследования было отправлено 94 ходатайства о правовой помощи в Беларусь, Россию и Германию, но получены только отрицательные ответы. В прошлом году в Белоруссии по просьбе Литвы был допрошен один из подозреваемых – Владимир Усхопчик.
После того как Сейм изменил нормы Уголовного кодекса, инкриминируемые 23 подозреваемым преступные деяния были переквалифицированы в преступления против человечества и военные преступления. В отношении таких преступлений не применяется давность обвинительного приговора, а максимальное установленное наказание – пожизненное лишение свободы.
В настоящее время ведется международный розыск подозреваемых на пространстве Европейского союза, выданы европейские ордеры на арест. В деле – 23 подозреваемых, 21 из них – граждане России и двое – граждане Беларуси. Четверо подозреваемых умерли. В отношении пятнадцати подозреваемых истек срок давности обвинительного приговора.
13 января 1991 года во время штурма телебашни советским спецназом в Вильнюсе погибли 14 человек, пострадало более 1000 горожан.