В среду президент Медведев в Тайницком саду Московского Кремля встретился с представителями 25 неправительственных экологических организаций из разных регионов страны. Беседа состоялась в преддверии заседания президиума Госсовета, которое Медведев проведет в четверг в Дзержинске. Там будут обсуждаться вопросы экологической безопасности и ликвидации накопленного экологического ущерба.
Проверьте. Меня контрольное управление президента и администрация в целом информировали о том, что движение по законам в целом очень вялое
«У нас – бардак, а там все вычищено»
В начале беседы глава государства указал, что принятие максимально суровых экологических законов не всегда целесообразно, потому что они должны основываться на экономической ситуации и быть исполнимыми. «Уже 10 лет действует закон о защите окружающей среды, – приводит «Интерфакс» слова Медведева. – Надо посмотреть на то, как он применяется, потому что уже выявились сильные и слабые стороны».
По мнению главы государства, важно отношение самих людей к окружающей среде. «Мы все прекрасно знаем, каково отношение к природе наших людей и с каким удивлением мы заходим, например, в леса за границей. Для меня всегда это был неприятный момент. Например, когда я на машине проезжал границу Ленинградской области и попадал в Финляндию: та же самая природа, многие исторические корни одинаковые, некоторые привычки одинаковы, но у нас – бардак, а там все вычищено до последнего сучка, и это очень печально», – сказал Медведев, добавив, что это отражает слабости властей, «ненасытных бизнесменов» и «отношение всех людей, каждого из нас к тому миру, где мы живем».
При этом Медведев уверен, что государство не должно финансировать все экологические проекты, но обязано «подталкивать» бизнесменов к их реализации. «Вообще-то, это дело собственников. Государство имеет к этому юридическое отношение. Но в целом такого рода задачи должны решать сами предприниматели, а государство должно создавать для них побудительные мотивы, то есть подталкивать их – иногда аккуратненько, а иногда и жестко – к тому, чтобы они эти решения принимали», – заявил Медведев, отметив, что когда государство давало деньги на все, «у нас ничего и не было, никто экологией не занимался, куда хотели, туда и сливали все».
Экологи пожаловались президенту на высокие ставки страховых взносов и просили создать условия для введения общественного экологического контроля. Член Общественной палаты, координатор проекта «Экоответственность» Елена Тополева-Солдунова от имени палаты передала президенту несколько предложений от экологических организаций. «Нужны механизмы обязательного учета мнения общественности, чтобы бизнес не мог не реагировать на требования общественности», – сказала она.
Также экологи предложили возродить систему общественных природоохранных инспекций и активизировать работу общественных советов при органах власти, включив в них профильные некоммерческие организации. «Порой сегодня эти советы носят декоративную функцию. В них входят всякие «звезды», они годами не собираются», – пожаловалась Тополева-Солдунова. По ее словам, необходимо «стимулировать все министерства и ведомства к постоянному сотрудничеству с НКО и волонтерами». «Мы считаем, что в каждом ведомстве должен быть или сотрудник, или подразделение, отвечающие за взаимодействие с НКО и волонтерами», – сказала член Общественной палаты.
«Вас многие не любят»
Дмитрий Медведев отметил, что от ведущих экологических неправительственных организаций «зависит очень многое». «Вас многие не любят, особенно представители власти, и по понятным причинам вы занимаете подчас очень жесткую и требовательную позицию. Но во всем мире неправительственные экологические организации для того и работают, чтобы отстаивать интересы людей в самом широком смысле слова. Людей, которые хотят жить в нормальной экологически чистой среде», – обратился президент к экологам.
Как передает РИА «Новости», говоря о большом числе экологических проблем в стране, президент напомнил, что в советский период «на это не обращали внимания» и «мы пока находимся не на самой высокой стадии развития экономики». Вместе с тем, по его словам, сейчас позиция представителей бизнеса гораздо более ответственная, чем это было 10 лет назад. «12 лет назад я сам занимался бизнесом и помню, что когда такие разговоры возникали, говорили только: нам бы выжить, посмотрите, у нас перед воротами такое количество людей стоит, требует денег и нормальные условия труда», – напомнил Медведев.
Сейчас, по его мнению, представители крупного и среднего бизнеса зачастую занимают правильную позицию, однако при этом говорят: «Вы нас не очень душите, у нас есть программа экологического контроля, внедрения современных технологий, и мы хотим по этой программе развиваться». «В этом смысле позиция стала более конструктивной», – отметил глава государства.
У нас есть свои рычаги, в конце концов, я подключусь. Если все это застряло, то надо было позвонить мне и сказать, что все это болтается уже несколько месяцев
«В конце концов, я подключусь»
Еще глава государства потребовал отчета от главы Минприроды Юрия Трутнева о том, какие изменения в законодательстве произошли после заседания президиума Госсовета по экологии весной прошлого года. Министр ответил, что «подготовлены и за год согласованы со всеми федеральными органами исполнительной власти шесть законопроектов, которые полностью меняют принципы охраны окружающей среды в нашей стране». По словам Трутнева, три законопроекта поступили в Госдуму, а три – рассматриваются в правительстве. Медведева такой ответ не устроил.
«Меня абсолютно не интересует, что разработано и что находится в правительстве. Конституционная обязанность правительства – выпускать законопроекты, а не просто их готовить», – прервал Медведев Трутнева, предположив, что законопроекты застряли «где-то в аппарате или какие-то другие ведомства высказывают свои сомнения». «Но если мы с вами договариваемся действовать в определенном временном промежутке и если не получается – скажите администрации (президента). У нас есть свои рычаги, в конце концов, я подключусь. Если все это застряло, то надо было позвонить мне и сказать, что все это болтается уже несколько месяцев», – заявил глава государства.
На замечание Трутнева о том, что законопроекты согласованы, Медведев поинтересовался: «Где они? Три законопроекта в Госдуме, а почему еще три в правительстве?» «Проверьте. Меня контрольное управление президента и администрация в целом информировали о том, что движение по законам в целом очень вялое», – поручил министру президент.
Другим поручением Трутневу стало проверить, как идет процесс присоединения России к международным конвенциям в сфере экологии. В ходе встречи представители экологических организаций отметили, что Россия присоединилась не ко всем соответствующим конвенциям, например к конвенции ООН, которая стимулирует бизнес к открытию экологической информации и позволяет гражданам получить доступ к этой информации.
«Решение будет найдено»
Также Медведев заверил собеседников, что в ближайшее время будет найдено решение по вопросу экологической защиты озера Байкал и работы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. «Если для этого потребуется возглавить какие-то общественные структуры, не сомневайтесь, мы найдем тех, кто возглавит. Надо будет президенту подключиться – я подключусь, – заявил Медведев. – Я уверен абсолютно, что решение будет найдено». «Ситуация непростая, но там нет катастрофы», – сказал президент. По его словам, в случае, если бы экологическая ситуация на Байкале была бы катастрофической, «все бы остановили, даже речи ни о чем не было бы».
#{smallinfographicleft=431467}Арбитражный суд Иркутской области в начале июня удовлетворил иск Росприроднадзора к Байкальскому ЦБК о возмещении вреда, причиненного озеру Байкал в размере 11,9 млн рублей. В ходе проверки специалисты Росприроднадзора установили, что с 24 мая 2010 года концентрации загрязняющих веществ в сточных водах, поступающих с комбината в озеро, превысили допустимый норматив. Арбитражный суд Иркутской области 22 декабря прошлого года ввел на Байкальском ЦБК процедуру внешнего управления сроком до 22 июня 2012 года, внешним управляющим был назначен Александр Иванов. Кредиторская задолженность БЦБК, по данным на конец 2010 года, составляла 1,7 млрд рублей, рыночная стоимость активов – 1,6 млрд рублей.
«Сколько у нас таких Химкинских лесов? Тысячи?»
Исполнительный директор «Гринпис России» Сергей Цыпленков вернулся к теме прокладки трассы через Химкинский лес. На это Медведев заявил, что альтернативы проекту сейчас нет. «Я вам прямо, откровенно скажу: я когда это все (строительство трассы) приостановил, я на 90% был уверен, что можно запустить альтернативный сценарий строительства дороги. Я проводил несколько встреч со своими экспертами и позвал экспертов-экологов. К сожалению, я убедился в том, что ввиду того, какие решения до этого были приняты, они не катастрофические, они восполнимые с точки зрения экологического ущерба, но изменить их сегодня невозможно», – сказал Медведев.
Президент признался, что ему самому было неприятно от этого. «Мы же с вами понимаем, почему эта ситуация вокруг Химкинского леса сложилась. Потому что, скажем прямо, Москва в тот период не дала реализоваться альтернативному сценарию, который был предложен правительством РФ. А Москва сказала «нет». Я сейчас не буду комментировать, почему это было сделано, все вы знаете, почему. Проблема в том, что прошло определенное время, и уже был нанесен довольно существенный ущерб тем насаждениям, которые были. И именно поэтому альтернативный сценарий, к сожалению, не имел особого смысла и особой перспективы», – констатировал Медведев, добавив, что он знает позицию ряда экологов, которые по-прежнему считают, что существует возможность прокладки альтернативного маршрута.
Вместе с тем президент положительно отозвался о самом факте участия экологов и общественности в обсуждении проекта. «Я считаю, что сегодня таким образом продавливать решение ни государство, ни бизнес не может. Все должно быть гораздо более открыто и существенно лучше просчитано», – сказал Медведев, призвав экологов обращать внимание не только на резонансные случаи нарушений в области охраны природы, но и на ситуацию в регионах. «Сколько у нас таких Химкинских лесов? Тысячи? Об этом и речь. Поэтому я считаю, что должен быть баланс», – заявил президент.