Свое заявление член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, руководитель проекта «Развитие Рунета» сделал по итогам парламентских слушаний на тему «Законодательная поддержка развития информационно-коммуникационных технологий в РФ».
Если сайт интернет-магазина сам считает себя СМИ, то он может быть им
Законодательное регулирование в сфере информационно-коммуникационных технологий – это одна из важнейших задач с точки зрения модернизации, подчеркнул он. «Нам нужны не просто отдельные поправки, а глобальный подход к изменению законодательства, к написанию новых законов, которые бы отражали универсальность той среды, которую представляет собой Интернет», – заявил ER.RU Роберт Шлегель.
«Мы предлагаем создать рабочую группу при президенте РФ, – сказал Шлегель. – На сегодняшний день есть несколько групп, которые предметно занимаются правовыми вопросами в этой области, но работа не структурирована, никем не управляется, а, по сути, идет параллельно. При этом в ней фактически не принимают участие широкие слои граждан». Депутат выразил надежду, что к следующему созыву сайт Госдумы станет той площадкой, на которой будет идти постоянная дискуссия, диалог о том, каким мы хотим видеть законодательство – и не только в сфере Интернета.
По мнению Шлегеля, над новым законом об Интернете должны работать не только специалисты из министерств и ведомств, но и обычные интернет-пользователи. А все поправки, касающиеся Рунета, следует вывешивать для обсуждения на специально созданном сайте.
Кроме того, требуется, по мнению депутата, обновить и законодательство, связанное с работой сетевой прессы. «Если на сайте интернет-магазина публикуется постоянно какая-то новая информация и он сам считает себя СМИ, то он может быть им», – пояснил в интервью газете ВЗГЛЯД депутат Роберт Шлегель.
ВЗГЛЯД: Роберт Александрович, в Госдуме обсуждался очередной проект закона об Интернете. Что меняет этот документ?
Роберт Шлегель: В нем даются определения понятий, связанных с Интернетом, – это вопрос географической привязки сайтов, некая простейшая азбука. Например, будет четко закреплено, какой сайт в Интернете можно будет считать СМИ, а какой нет. Например, если какой-то сайт хочет считать себя СМИ, то он сможет это сделать, только зарегистрировавшись и доказав наличие каких-то признаков сетевого периодичного издания. При этом грань между сетевым СМИ и просто сайтом стирается. Фактически любой сайт сможет быть сетевым изданием. Главным здесь будет принцип добровольности.
ВЗГЛЯД: В законе дается ответ на главный вопрос: кто будет нести ответственность за распространение информации в Интернете, например за клевету? Ведь собственник сайта может находиться вообще в другой стране, там же может быть зарегистрирован и сам русскоязычный портал...
Р. Ш.: За распространение лживой и клеветнической информации, безусловно, должен отвечать тот, кто эту информацию размещает, – если человек находится на территории России, а сам сайт доступен на территории нашей страны. Если же тот, кто пользуется вашей персональной информацией, живет за рубежом, то тогда он должен нести ответственность по договоренности российских следственных органов с другими странами.
Но в любом случае, если ресурс распространяет недостоверную и клеветническую информацию, то доступ к нему в России должен быть закрыт, независимо от того, в какой стране зарегистрирован этот сайт. Но на самом деле, все это достаточно сложно, и сейчас все эти вопросы находятся в стадии обсуждения. В каком виде будут приняты эти нормы, пока не знает никто.
ВЗГЛЯД: На слушаниях в Госдуме в среду представители ЦИК затронули вопрос незаконной агитации в Интернете и предложили создать специальную интернет-площадку, с помощью которой партии на законных основаниях могли бы агитировать в Сети избирателей. Как вы считаете, создание такого специального пространства решит проблему нелегальной агитации?
Р. Ш.: Пока об этом говорить тоже рано, это малореалистично. Создание одного сайта не решит проблему незаконной агитации в Интернете. Я предлагаю создать некий реестр сайтов, на которых публикуется гарантированно официальная агитация. То есть не ограничивать незаконную агитацию, а создать порталы, на которых человек может получить достоверную информацию.
Мы договорились, что мы специально этот вопрос обсудим на специальной рабочей группе при Центризбиркоме, которая как раз и будет заниматься разработкой законодательных актов исключительно в этой интернет-сфере. Этот вопрос особенно актуален сейчас, в предвыборный год.
ВЗГЛЯД: Журналистов, музыкантов и кинопрокатчиков особенно волнует вопрос об авторских правах, которые сегодня абсолютно не уважаются в Рунете. Есть ли решение у этой проблемы?
Р. Ш.: Урегулировать это нужно и можно, вопрос только в том, когда это произойдет и кто будет участвовать в создании законодательства в этой сфере. Вопрос только в том, будут ли работать над этим только юристы и представители министерств и ведомств или все пользователи Интернета при помощи какого-то определенного сайта, наподобие «Законопроект2010».
Главное, что мы должны создать возможность всем участникам этого процесса обсудить этот вопрос, а также разрешить уже возникшие между ними конфликты вокруг авторского права.
ВЗГЛЯД: А должно ли государство защищать личные секреты пользователей? Ведь все мы оставляем в социальных сетях много личной информации – от мобильного телефона до номера банковской карты...
Р. Ш.: Вопрос сейчас не в сути принимаемых нами мер, а в том, чтобы все нормы нового закона были легитимны для всех пользователей Интернета. Но в любом случае, ответственность за оставляемую личную информацию на сайтах должна лежать на их владельцах. Мой прогноз таков, что все эти поправки в законодательство не будут внесены в Госдуму раньше следующего года. Над ними еще предстоит много работать.