Самарская губернская дума с ее 50 депутатами собирается потратить на комплиментарные статьи о себе в городских газетах, на местных телеканалах и радиостанциях аж 7 млн 861 тыс. рублей. Миллионы на «самоосвещение» электронной и бумажной прессе выделяют в Иркутске и Мурманске.
Если суммы несоизмеримы, в этом должна разбираться прокуратура
Траты на самопиар, если судить по сайту госзакупок, – едва ли не самая крупная статья расходов для депутатов городских заксобраний. Почти каждая гордума с начала этого года уже разместила многомиллионный заказ на освещение своей деятельности в местных СМИ. Сумма расценок варьируется, как и описание заказа. Где-то депутаты или их пресс-службы безапелляционно предлагают выделить им столько-то полос за предложенные миллионы рублей, где-то скромно известить горожан о принимаемых ими законах.
Так, например, Иркутская дума на размещение в печати статей готова тратить около 4 млн рублей и еще столько же – на съемки телевизионных сюжетов. Самые маленькие расходы в 100 тыс. рублей чиновники и народные избранники оставили на размещение своих пресс-релизов на лентах информационных агентств или на городских сайтах.
И это притом что в городской думе Иркутска всего 35 депутатов. Получается, что на пиар каждого депутата из дотационного городского бюджета выделяется около 200 тыс. рублей.
Немногим меньше иркутян на свое освещение в СМИ выделила Мурманская облдума. Так, на «выполнение работ по созданию и трансляции информационных, информационно-специализированных, информационно-аналитических телевизионных программ о деятельности думы» депутаты-мурманцы выделили не менее 4,7 млн рублей и еще не менее 1,6 млн – на «создание и трансляцию информационных, общественно-политических радиопрограмм».
Столь же крупные суммы на пиар собирается потратить в этом году Архангельская городская дума. За 3 млн 633 тыс. рублей она рассчитывает на полную симпатию к себе во всех городских СМИ, включая ТВ, радио, газеты и сайты.
Гораздо более скромные суммы планирует на саморекламу дума города Невинномысска Ставропольского края. На аналогичные сюжеты на местном радио и телевидении они заложили всего 1,9 млн рублей.
На этом фоне совсем копейки на свою рекламу решили потратить депутаты Ивановской областной думы. За подготовку пяти специальных репортажей о своей работе они предложили какие-то 300 тыс. рублей.
Ситуация на первый взгляд кажется абсурдной. Теоретически, если депутаты хорошо работают, то журналисты должны сами соревноваться за право написать о них, и поподробнее. Но заместитель председателя комитета Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Борис Резник уверен, что суммы, которые тратят городские депутаты на самопиар, – это вовсе не блажь, а необходимость, ведь без их финансовой поддержки местные газеты и даже телеканалы просто не выживут.
«Местные СМИ буквально вынуждают чиновников и депутатов заключать с ними договора о медиаподдержке за деньги. Без специальной оплаты они отказываются размещать даже строчку о работе депутатов. Я сам с этим сталкивался в регионах», – рассказал газете ВЗГЛЯД Борис Резник.
Впрочем, депутат допускает, что завышенные суммы в иных провинциях могут быть продиктованы и негласными договоренностями между сотрудниками аппарата и редакторами. «Но для того чтобы это утверждать, мы должны соизмерить стоимость газетных полос и эфирного времени и объем заложенных трат. Если суммы несоизмеримы, в этом должна разбираться прокуратура», – уверен депутат.
Резник считает, что основная проблема – это даже не миллионные траты из городской казны на самопиар депутатов, а качество публикаций. На его взгляд, они зачастую носят исключительно рекламный характер и на самом деле не информируют избирателей о решаемых представителями законодательной власти проблемах.