Как пояснил газете ВЗГЛЯД временно исполняющий обязанности директора КНИИСЭ Александр Рувин, эксперты не смогли установить, была ли это ракета или же какое-то другое взрывное устройство. По словам Рувина, на основе тех двух обломков самолета, которые им предоставили, точного вывода сделать нельзя.
Мы все описали, что все, что у нас с 2001 года на руках осталось, мы все это исследовали. Да, мы подтвердили, что все это было
«Нас же спрашивают не просто о какой-либо ракете, а именно о конкретной ракете с таким-то заводским номером и таким-то таким всем. И мы сказали, что мы этого сказать не можем», – пояснил Рувин, добавив, что «от этой конкретной ракеты никаких частей нет, кроме небольших фрагментов, которые ни о чем не говорят».
Факт поражения самолета боевой ракетой из зенитного ракетного комплекса С-200В ПВО Украины был окончательно установлен комиссией по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте Межгосударственного авиационного комитета еще в 2004 году.
Согласно выводам МАК, Ту-154М российской авиакомпании «Сибирь», который 4 октября 2001 года выполнял рейс Тель-Авив – Новосибирск, был сбит во время учений украинских войск противовоздушной обороны, проходивших в Крыму. Зенитная ракета класса «земля-воздух», выпущенная из зенитного комплекса С-200В, захватила ошибочную цель и поразила лайнер на высоте 11 тыс. метров. В результате погибли 66 пассажиров (преимущественно граждане Израиля) и 12 членов экипажа.
Киев очень долго настаивал на своей непричастности к гибели российского авиалайнера. Однако в 2004–2005 годах украинское правительство все же выплатило родственникам в качестве моральной компенсации по 200 тыс. долларов из расчета за каждого погибшего.
Российская авиакомпания «Сибирь» до сих пор требует от Украины денежную компенсацию – уже не за погибших, а за сам самолет. Через Хозяйственный суд Киева от минобороны и госказначейства Украины «Сибирь» требует 15,32 млн долларов.
При этом, несмотря на ряд громких отставок в 2001 году, минобороны Украины официально так и не признало своей вины, ссылаясь на отсутствие улик. Украинские военные указывали, в частности, на нарушения процедуры расследования. В связи с этим в октябре 2005 года по решению суда Генпрокуратура закрыла уголовное производство. Через год оно было возобновлено, а еще позже Хозяйственный суд Киева удовлетворил ходатайство минобороны о направлении запроса в Генпрокуратуру для предоставления дополнительных доказательств. На проведении дополнительной экспертизы в КНИИСЭ настояли представители минобороны.
Экспертиза шла в 2008–2010 годах. В комиссию вошли шесть специалистов КНИИСЭ и трое сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба. Они изучили условия, при которых, согласно выводам МАК, самолет Ту-154 мог быть поражен ракетой. В сентябре прошлого года Хозяйственный суд Киева возобновил рассмотрение иска российской авиакомпании.
После первого судебного заседания, прошедшего 17 января, ранее секретные выводы о причинах трагедии стали известны. Эксперты Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) не отрицают поражение российского самолета Ту-154 украинской зенитной ракетой в 2001 году, но и не могут подтвердить данный факт.
«То, что самолет раскололся и был взрыв, – это мы все сказали», – признал Рувин в разговоре с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД. – Мы все описали, что все, что у нас с 2001 года на руках осталось, мы все это исследовали. Да, мы подтвердили, что все это было. У нас стоял вопрос: именно ли самолет сбила ракета с заводским номером таким-то. Вы можете точно это определить, что это именно та ракета? Может, это какая-то другая ракета такого же класса, выпущенная тем же комплексом?»
По словам Рувина, институт свою задачу выполнил, хотя никакого однозначного ответа и не дал. «Мы не можем утверждать, что это была ракета украинской стороны, – заявил он. – Потому что это могут быть какие-то другие взрывные устройства, штатные боеприпасы...»
Кроме российской авиакомпании выплаты компенсаций от Украины добиваются некоторые родственники погибших. Причем сумма некоторых исков превышает 12 млн грн (около 50 млн рублей). На сегодня в суды поступили жалобы от 17 родственников погибших в октябре 2001 года.
Руководитель фонда помощи семьям пассажиров Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (ныне S7), погибшим в катастрофе над Черным морем в 2001 году, Борис Калиновский уже выразил свое возмущение выводами киевских экспертов.
«В комиссию входили представители министерства обороны Украины, поэтому понятно, что они пришли именно к таким выводам», – заявил Калиновский агентству «Интерфакс-Сибирь».
«На территории СНГ единственной легитимной организацией, которая может делать подобного рода заключения, является МАК. Его выводы известны, стороны ранее с ними согласились», – отметил собеседник агентства.
По словам Калиновского, потерпевшие, скорее всего, потребуют, чтобы их ознакомили с постановлением о прекращении Генпрокуратурой Украины уголовного дела о катастрофе. «Нас с этими материалами не знакомили, возможно, мы будем обращаться в российскую Генпрокуратуру, чтобы эти материалы были переданы в Россию, а в дальнейшем, возможно, обратимся в Европейский суд», – заявил он.
Следующее заседание намечено на 27 января.