В среду Варшава получила окончательный отчет Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по результатам расследования катастрофы самолета Ту-154, произошедшей 10 апреля 2010 года. Он вызвал негодование польской стороны. По мнению наблюдателей, тема окончательно перешла в политическую плоскость, так как осенью пройдут парламентские выборы.
Эта тема с момента трагедии была достаточно политизирована. Учитывая, что осенью в Польше состоятся парламентские выборы, это может стать одним из главных вопросов политической борьбы
Хотя основные выводы российского МАК были известны давно, после публикации отчета в среду польский премьер Дональд Туск решил прервать свой отпуск и вернуться из Италии, где он отдыхал. В четверг премьер пообещал выступить со своими оценками российского отчета.
Наблюдатели не исключают, что перемена в тональности выступлений польского руководства, которое еще недавно заявляло о полном примирении и согласии с Москвой по всем вопросам, связана с приближающимися парламентскими выборами. Поскольку поклонники братьев Качиньских составляют почти половину среди польских избирателей, что доказали и прошедшие летом президентские выборы, Туск вынужден совершать жесты в угоду и этой части электората. Не исключено, что риторика польского премьера по отношению к Москве в ближайшее время ужесточится и по другим вопросам.
Но не дожидаясь выступления премьера, лидер оппозиционной партии «Право и справедливость», брат погибшего президента Ярослав Качиньский грубо раскритиковал новую версию доклада. «Это эффект решения, которое принял (премьер-министр Польши) Дональд Туск, – отдать вести следствие россиянам... – приводит РИА «Новости» слова Качиньского. – Сегодня мы видим последствие в виде доклада, который обвиняет польских пилотов и Польшу полностью и односторонне без всяких доказательств».
По мнению Качиньского, в докладе содержатся «спекуляции о давлении» на пилотов, которого на самом деле не было, а наличие алкоголя в крови главкома ВВС Анджея Бласика не имело никакого влияния на решение о посадке и никак не сказывалось на ходе рейса.
Напомним, российские и польские специалисты, расследовавшие авиакатастрофу, совместно пришли к выводу, что на экипаж самолета оказывалось психологическое воздействие. Известно, что в кабине пилотов до самой катастрофы находился главком ВВС Польши, в крови которого судмедэксперты обнаружили 0,6 промилле алкоголя. По мнению экспертов, такое опьянение может быть довольно значительным. Тем не менее, по словам Качиньского, доклад – издевательство над Польшей. «Этот доклад – оскорбление для Польши», – отрезал Качиньский.
Как отмечается в отчете МАК, «постоянное присутствие в кабине экипажа в процессе захода посторонних высокопоставленных лиц, безусловно, увеличивало напряжение и отвлекало экипаж от выполнения им своих обязанностей», а «зарегистрированные бортовым магнитофоном фразы (в 10.30:33 директор протокола: «Пока нет решения президента, что делать дальше», – и в 10.38:00 штурман: «Он взбесится...») свидетельствуют, что командир воздушного судна находился в психологически сложном положении». По словам Качиньского, предупреждение об уходе на второй круг появилось на 14 секунд позже, чем должно было.
Татьяна Анодина заявила, что диспетчер разрешил пробный заход польскому Ту-154 на посадку до 100 метров, с этой высоты экипаж должен был уйти на второй круг. При этом она отметила, что экипаж это указание подтвердил. По ее словам, требования аэронавигационных правил России гласят, что командиры иностранных воздушных судов принимают самостоятельные решения о возможности посадки на аэродром, возлагая на себя ответственность за принятое решение.
#{image=438964}Отвечая на вопрос, считает ли он смоленскую авиакатастрофу убийством, Качиньский сказал: «Этот вопрос в настоящее время открыт». Он также отметил, что рейс, по его мнению, был не «международным», как заявил МАК, а «военным». Качиньский также сообщил, что собирается предложить в Сейме закон, отменяющий доклад МАК. Он также заявил, что не планирует участвовать в памятных мероприятиях в годовщину трагедии 10 апреля 2011 года, об организации которых говорили ранее президенты России и Польши. В свою очередь министр обороны Польши Богдан Клих назвал неправдой прозвучавшее в Москве заявление о том, что экипаж самолета Ту-154, получив соответствующую команду, смог бы безопасно уйти на запасной аэродром. Он утверждает, что команда была подана слишком поздно.
Спецпредставитель Польши при МАК Эдмунд Клих признал, что большинство из того, что было представлено в докладе, соответствует правде, но заметил, что есть и ошибки. «Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Было сказано, что если бы экипаж выполнил команду «Горизонт», то они могли бы безопасно уйти (на запасной аэродром), что неправда. Команда была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было», – приводит слова Клиха «Интерфакс».
Ранее в среду председатель МАК Татьяна Анодина непосредственной причиной катастрофы назвала решение экипажа не уходить на запасной аэродром. Она добавила, что среди причин авиакатастрофы также «снижение вне видимости наземных ориентиров до высоты, значительно ниже установленной». Кроме того, было установлено «отсутствие должной реакции и требуемых действий (экипажа) при многократном срабатывании предупреждения и команды системы раннего предупреждения».
Клих также полагает, что катастрофы можно было избежать, если бы на борту присутствовал российский переводчик.
В докладе МАК говорится, что экипаж лайнера вел переговоры с диспетчерами по-русски, общий уровень знания языка командиром экипажа эксперты комитета оценили как удовлетворительный. Остальные члены экипажа русским языком, вероятно, «в достаточной степени не владели», сказал представитель МАК, добавив, что документов об их уровне владения русским представлено не было. По словам представителя МАК, аэродром «Смоленск-Северный» не международный, поэтому переговоры на английском не были предусмотрены.
В СМИ также появились негативные оценки нового доклада. Журналист польской Gazeta Wyborcza Вацлав Радзивинович, на протяжении долгого времени писавший о катастрофе польского «борта № 1», в авторской статье для своего издания обвинил Москву во лжи.
«Глава технической комиссии МАК Алексей Морозов (на пресс-конференции в Москве в среду) рассказал, что на борту нашего Ту-154 не было «ведущего», то есть российского пилота, который, зная условия аэродрома в Смоленске, помогал бы и направлял наших пилотов, потому что поляки не захотели его присутствия. Но это неправда. Как узнала Gazeta (Wyborcza), россияне просто не ответили на нашу просьбу о выделении «ведущего» пилота», – написал Радзивинович в GazetaWyborcza, не уточнив, однако, источники своей информации.
«Эксперты МАК признали: смоленский диспетчер сообщил польским пилотам, что они находятся на правильной траектории подлета к ВПП, хотя (в этот момент) машина находилась еще вне глиссады. Это говорит о том, что диспетчер (и это подтверждает наш представитель при МАК Эдмунд Клих) на самом деле не знал, где находится президентский борт, и только догадывался, где он должен быть, поскольку радар (в Смоленске) был неисправен», – пишет обозреватель издания.
«Кроме того, и это мы услышали сегодня в Москве, самолет слишком быстро приближался к земле. Диспетчеры должны были увидеть это на радаре, однако, вероятнее всего, не видели, потому что не предупредили поляков», – добавил он.
Между тем глава МВД страны Ежи Миллер заявил, что официальная Варшава довольна публикацией доклада МАК. «Необходимо радоваться тому, что этот доклад есть. Это переход к следующему этапу – выяснению обстоятельств, приведших к трагедии», – сказал министр, добавив, что замечания Польши в России поделили на две категории – технические и другие. «Все замечания были учтены, но не все опубликованы в докладе», – сказал чиновник.
Зампред комитета по международным делам сейма Польши Тадеуш Ивиньский сообщил газете ВЗГЛЯД, что в Польше выступление представителей МАК стало темой номер один в стране. «Эта тема с момента трагедии была достаточно политизирована. Учитывая, что осенью в Польше состоятся парламентские выборы, это может стать одним из главных вопросов политической борьбы», – сказал Ивиньский.
Депутат не исключает угрозы того, что споры вокруг выводов МАК вновь омрачат российско-польские отношения, которые быстро начали улучшаться после визита премьер-министра Владимира Путина в Гданьск в сентябре 2009 года и в Катынь в апреле. «Надо сделать все возможное, чтобы избежать торможения процесса примирения между Россией и Польшей», – призвал Ивиньский.
Что касается решения Туска прервать отпуск, то Ивиньский считает действия премьера верными, так как после выступления представителей МАК в «Польше говорится только об этом».
Отметим, что, по информации «Польского радио», неподалеку от аэропорта «Смоленск-Северный», куда рухнул польский «борт № 1», в ближайшее время могут быть построены несколько новых гостиниц. Утверждается, что уже через два месяца после катастрофы президентского лайнера российская сторона обратилась к польским бизнесменам с предложением участвовать в проекте. Эти места стали привлекать после 10 апреля все больше польских туристов, которые теперь не только ездят в Катынь, но и посещают рядом место гибели своего президента.