Источник в Кремле сообщил, что в администрации президента находят странным заявление Алексея Венедиктова о роли федеральных властей в пресечении несанкционированных протестных акций. Источник напомнил, что эти несанкционированные акции никогда не были масштабными, и заметил, что они проводятся небольшим, но шумным кружком провокаторов вроде Лимонова и финансируются из-за рубежа через систему «серых грантов».
В администрации президента удивлены, что некоторые члены общественного совета ГУВД фактически поддерживают провокаторов
Напомним, член общественного совета при ГУВД Москвы, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» Алексей Венедиктов* выступил с упреками в адрес первого заместителя главы кремлевской администрации Владислава Суркова, который, по мнению Венедиктова, стоит за пресечением незаконных акций радикальной оппозиции на Триумфальной площади.
Венедиктов пообещал инициировать обращение общественного совета при ГУВД в администрацию президента. «Очевидно, что московская милиция и даже московские власти являются заложниками митингов на Триумфальной площади, а ответственность за систематическое побоище в центре Москвы лежит на федеральных властях», – заявил он.
Глава совета, руководитель РИА «Новости» Светлана Миронюк уже заявила, что обращение главного редактора «Эха Москвы» будет рассмотрено: «Господин Венедиктов имеет и право, и возможность поднять такой вопрос и убедить других членов совета его поддержать. Решение будем принимать большинством голосов. У нас демократия». А глава пресс-службы ГУВД Виктор Бирюков также заметил, что в случае появления такого обращения оно будет внимательно и всерьез изучено.
«Московская милиция и городские власти действуют не по указанию федеральной власти, а в соответствии с федеральным законом. А федеральный закон прямо предписывает правоохранительным органам пресекать несанкционированные сборища, как и любые другие правонарушения», – заявил в ответ на это источник газеты ВЗГЛЯД в Кремле.
«С правовой точки зрения также следует отметить две вещи. Первое: все демократические страны мира имеют законодательно прописанные правила проведения публичных мероприятий, как правило, более жесткие, чем в России. Везде организаторы обязаны выполнять требования властей. Лучше всего об этом сказано в известном решении Верховного суда США 1965 года: «Права на свободу слова и собраний, являясь фундаментальными для нашего демократического общества, тем не менее, не означают, что каждый, кто желает выразить свое мнение или идеи, может сделать это публично в любом общественном месте или же в любое время», – подчеркнул источник.
«Наше законодательство мягче, и московские власти действовали в строгом соответствии с ним. Они не имели права разрешать митинг на закрытой на реконструкцию Триумфальной площади. Это прямо следует из п. 1. ст. 8 федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях...», требующего, чтобы органы местного самоуправления разрешали проведение публичных мероприятий в «пригодных» для этих целей местах, не создающих угрозы для самих участников акции. Более того, следующий пункт статьи прямо запрещает проведение мероприятий на объектах, «эксплуатация которых требует специальных правил техники безопасности», каковым, конечно, и является строительная площадка.Власти города не просто выполнили норму закона – «довести до сведения организатора обоснованное предложение об изменении места» (п.2. ст.12), а предложили несколько альтернативных площадок на выбор организаторам акции. Второй правовой аспект состоит в том, что, выполняя свои обязанности, милиция действовала корректно», – рассказал он.
«В администрации президента удивлены, что некоторые члены общественного совета ГУВД фактически поддерживают провокаторов, – сказал источник газеты ВЗГЛЯД в Кремле. – При этом стоит отметить, что эти несанкционированные акции никогда не были масштабными. Они проводятся небольшим, но шумным кружком провокаторов вроде Лимонова и финансируются из-за рубежа через систему «серых грантов».
Политологи, которых опросила гахета ВЗГЛЯД, уверены, что обращение Венедиктова не по адресу. Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский обратил внимание на то, что администрация президента не может обсуждать 31-ю статью Конституции». Политолог не исключает, что организаторы подобных акций в принципе не хотят следовать требованиям 54-го федерального закона, регламентирующего проведение уличных акций, поскольку ссылаются на 31 статью Конституции как более важного документа, обладающего прямым действием.
«В этом случае надо менять закон, потому что организаторы митингов на Триумфальной не желают соблюдать норму 54-го закона, настаивая на том, что они будут действовать на основании 31-й статьи Конституции. Но тогда с этим нужно обращаться в Конституционный суд», - сказал Павловский газете ВЗГЛЯД, добавив, что если у Венедиктова есть претензии к действиям милиции, то это в компетенции обычного суда. В любом случае, претензии Венедиктова направлены, по мнению политолога не по адресу.
При этом Павловский согласен с существованием «проблемы митингов на Триумфальной», но «создается она группой, которая немотивированно не хочет принимать никаких альтернативных площадок для проведения акций».
Что касается заявления источника в Кремле, то, по мнению политолога Дмитрий Орлова здесь вполне просматривается автор. «Я полагаю, что с высокой степенью вероятности эти заявления сделал сам замглавы администрации президента Владислав Сурков. Поэтому позиция Кремля по поводу заявления Венедиктова и реакции Миронюк и Бирюкова высказана ясно и недвусмысленно», - заметил Орлов.
Что касается намерения Алексея Венедиктова обратится с вопросом к президенту Медведеву, то, как отмечают политологи, президент по этому поводу свою позицию уже высказывал. Например - в интервью испанским СМИ около года назад.
Напомним, тогда Дмитрий Медведев заявил, что радикальные оппозиционеры «могут заявиться выступать где угодно, в том числе и в Кремле, но должны появляться там, где это положено, где проводятся митинги такого рода».
«Это небольшая группа маргинальных политиков, которая присутствует в любой стране всегда и которая заинтересована в том, чтобы надувать интерес к себе. Но, судя по тому, что я вижу, а я вижу всё-таки достаточно много, в том числе и захожу на сайты иногда этой радикальной оппозиции, смотрю, они всё, что хотят орать, они всё орут в разных местах. Выходят на улицы, кричат о том, что президента и правительство нужно отправить в отставку. Все заявления, которые им хочется делать, они делают. Поэтому мне представляется, что никто им рты не затыкает, они всё, что хотят, они всё говорят. Говорят публично, они же не лишены этой возможности», - заметил Дмитрий Медведев.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом