Очередная попытка «несогласных» создать новую коалицию вызвала волну недоверия даже внутри самой оппозиции.
Лидеры этого объединения ассоциируются у народа с разрухой 90-х годов – Немцов и Рыжков, по мнению большинства, ответственны за развал экономики в те годы
Соглашение о создании коалиции демократических сил «Россия без произвола и коррупции» в четверг подписали лидер движения «Российский Народно-демократический союз» (РНДС) Михаил Касьянов, один из лидеров движения «Солидарность» Борис Немцов, глава ранее распущенной по решению суда Республиканской партии Владимир Рыжков и глава движения «За демократический выбор России» Владимир Милов.
Сочувствующие четверке «несогласных» блогеры тут же принялись искать параллели с известной четверкой мушкетеров от Александра Дюма (правда, возникло много дискуссий о том, кто из лидеров «несогласных» является Портосом), однако большее распространение в Интернете получила аналогия с басней Ивана Андреевича Крылова о том, как Проказница-Мартышка, Осел, Козел и Косолапый Мишка затеяли сыграть квартет.
Отличием коалиции от прежних аналогичных попыток стало зияющее отсутствие среди ее создателей Эдуарда Лимонова и Гарри Каспарова. Лимонов, еще недавно маршировавший вместе с Немцовым и Касьяновым, уверен, что его коллеги просто «чудят» и ввязываются в заведомо проигрышную историю.Когда стало ясно, что Лимонова не зовут в «Россию без произвола и коррупции», он в своем блоге пожелал коалиции удачи, но выразил сомнение в том, что ее кандидат может иметь успех на выборах, поскольку соперником для единого кандидата коалиции окажется сам Лимонов.
«Кандидат от только демократических сил будет заранее нацелен на меньшинство избирателей, – предупреждает бывших коллег Лимонов. – Называющим себя демократами либералам пора бы выйти из непроветриваемого чулана в пределах Садового кольца и понять, что избиратели России в большинстве своем бедные люди, и ни один из возможных сиятельных кандидатов в президенты от либералов бедным избирателям не будет близок, – считает Лимонов. – Фамилия кандидата конфликта могла бы быть и не Лимонов (Савенко), да вот так случилось, что к этим выборам других приемлемых для всего народа кандидатов природа не приготовила», – откровенно заявляет Лимонов, который, впрочем, остался в одиночестве на политической арене в преддверии президентских выборов.
Отсутствие в рядах ареопага другого видного оппозиционера – Гарри Каспарова – объяснили так: Каспаров готовится к выборам в президенты ФИДЕ, назначенные на 29 сентября, и для этого находится сейчас за границей. Организаторы даже не исключают, что он все же примкнет к коалиции, но для этого, видимо, ему придется принять условия учредителей. Немцов пообещал, что как только Каспаров вернется, с ним проведут переговоры о вступлении.
Впрочем, шансов на это мало. Уже известно, что условием своего участия в проекте Владимир Милов обозначил именно отсутствие Каспарова. Бывший шахматный король мира (как, впрочем, и сам Милов) известен своим конфликтным характером. В минувшие годы именно Каспаров оказывался главным источником трещин внутри создававшихся радикальными демократами союзов. Так, например, за полгода, с осени 2007-го до весны 2008-го, он довел до раскола сразу три организации, в руководство которых коллеги имели счастье его избрать.
Так как «разобщенность демократических сил» лишь помогает «консервировать сложившуюся ситуацию», признают сами авторы соглашения, то лидеры демократических движений берут на себя обязательства по объединению: первая из них – провести общероссийский съезд коалиции, на котором будет определен единый кандидат в президенты 2012 года. На этот раз, в отсутствие Лимонова и Каспарова, лидеры «несогласных» обещают провести среди своих сторонников праймериз – согласно всем демократическим канонам. В оргкомитет по подготовке съезда должны войти по два представителя от организаций, подписавших данное соглашение, и по одному независимому политику (общественному деятелю), предложенному каждой из сторон. Оргкомитет должен выработать порядок выдвижения лиц, претендующих на участие в президентских выборах от коалиции.
Как признаются сами учредители, они традиционно вели переговоры также и с «Яблоком», и, тоже традиционно, – тщетно. По словам лидера яблочников Сергея Митрохина, члены созданной коалиции не приняли их главного предложения. При этом Митрохин заявил, что у «Яблока» и «несогласных» по-прежнему разные политические платформы. «Они за демократию с олигархами, мы – без», – сказал Митрохин.
Союз разобщенных
Другие представители демократического лагеря, не вошедшие в новый союз, отреагировали на новость о рождении «России без произвола и коррупции» без особого оптимизма. Представители протестного лагеря поздравили коллег с начинанием, однако не только Митрохин, но и сопредседатель «Правого дела» Леонид Гозман, и даже глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева признались, что не видят никаких политических перспектив у коалиции.
Напомним, это далеко не первая попытка демократов объединиться – слухи о возможном объединении никогда не покидали политическую повестку дня радикалов. Тем не менее каждый раз они выдавали желаемое за действительное.
#{image=421559} Впрочем, объединяться не удавалось не только внесистемным оппозиционерам, но даже и зарегистрированным правым силам. На последних выборах в Мосгордуму в октябре прошлого года создание совместного списка долго обещали «Яблоко» и «Правое дело», но в последний момент партии вновь разошлись.
Хроника объединений внесистемной оппозиции пополняется год от года. Был «Объединенный Гражданский Фронт», Всероссийский гражданский конгресс, «Комитет-2008», Национальная ассамблея, «Другая Россия», а теперь – «Солидарность». Их движущей силой были одни и те же деятели: Михаил Касьянов, Борис Немцов, Гарри Каспаров, Эдуард Лимонов, Людмила Алексеева, Владимир Милов, Илья Яшин.
Так, в 2004 году был создан Всероссийский Гражданский Конгресс (ВГК) совместными усилиями российских правозащитных структур и других некоммерческих организаций. Организация считала себя не политической, а правозащитной, но именно ВГК инициировал затем создание оппозиционной коалиции «Другая Россия», одним из лидеров которой стал сопредседатель ВГК Гарри Каспаров. Тогда же был основан «Комитет-2008», пообещавший дожить до выборов 2008 года, но тихо исчезнувший гораздо раньше.
«Другая Россия», так же как новая коалиция, хотела зарегистрироваться как партия и выдвинуть единого кандидата на президентские выборы 2008 года. Впрочем, состав коалиции был более широкий. Туда попали и Лимонов, и Каспаров, и все лидеры нынешней «России без произвола и коррупции», и даже лидер радикальных коммунистов Виктор Анпилов, который привел на митинги «несогласных» легендарных анпиловских бабушек.
#{interviewpolit}Цели у «Другой России» были примерно те же – выдвинуть единого кандидата от оппозиции, изменить политическую систему России. Но тщетно. Уже летом 2007 года внутри коалиции поползли трещины, в результате из нее вышел Касьянов.
В 2008 году была создана Национальная Ассамблея, куда вошли представители почти всех оппозиционных движений. Предполагалось, что она станет альтернативой действующему парламенту. Но и эта структура скоро развалилась. На ее обломках было создано движение «Солидарность», куда вошли и Немцов, и Милов, и Каспаров, и даже Лимонов. Впрочем, в июне этого года Милов вышел из «Солидарности» и основал свое движение под привычным и ранее также уже использовавшимся названием «Демвыбор». Основал свою партию и Лимонов под брендом развалившейся «Другой России», правда, со дня основания об этой партии ничего слышно не было.
Сейчас лидеры нового объединения заявляют о достижении гармонии внутри структуры. «Меня пока приятно удивляют в этой истории конструктивный настрой собравшихся и готовность идти на серьезные уступки друг другу», – признался Милов в своем ЖЖ.
Первый вопрос, который волнует объединившихся радикалов, судя по их заявлениям, – удастся ли коалиции зарегистрироваться в Минюсте в качестве партии. Депутат Госдумы от «Единой России», директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Марков заметил в интервью газете ВЗГЛЯД, что от этого как раз и зависит будущий политический вес созданной коалиции.
«Если их зарегистрируют, получится маленькая партия с минимальной поддержкой населения, если не зарегистрируют, получится большая структура, которой не удается зарегистрироваться», – сказал Марков.
Марков добавил, что коалиция «Россия без произвола и коррупции» все равно не будет пользоваться популярностью у рядовых россиян, даже если пройдет регистрацию. «Лидеры этого объединения ассоциируются у народа с разрухой 90-х годов – Немцов и Рыжков, по мнению большинства, ответственны за развал экономики в те годы», – считает Марков.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Павел Салин уверен, что у внесистемных оппозиционеров нет никаких шансов зарегистрировать новую партию, и вовсе не из-за внешних препятствий, а в силу собственной неуживчивости и личных амбиций.
«Им нужно договориться, а это проблематично. Чтобы подать документы, нужно консолидировано договориться. Эти шансы я расцениваю практически как нулевые, потому что наша оппозиция договариваться не умеет. Там личные амбиции всегда берут верх над корпоративным интересом», – сказал Салин газете ВЗГЛЯД. «Здесь не стоит обсуждать вариант их возможной регистрации. Их движение потерпит крах еще на стадии окончательного согласования интересов и кандидатур», – прогнозирует эксперт.