В пятницу Украина предложила России использовать Керченский пролив на паритетных основах. Это заявление сделал министр иностранных дел Украины Константин Грищенко, встречаясь в четверг в Москве со своим российским коллегой Сергеем Лавровым.
#{smallinfographicright=433415}Несмотря на потепление отношений после прихода на президентский пост Виктора Януковича, проблема до сих пор упиралась в долголетний спор вокруг Керченского пролива и демаркации морской границы между двумя странами.
Киев настаивал до сих пор, что линия раздела должна пройти по старой советской административной границе – между Крымской областью УССР и Краснодарским краем РСФСР. В Москве же напоминали, что в СССР никогда не проводилось водных границ между республиками и указываемое Киевом разграничение – это формально лишь раздел зон ответственности. По украинской версии граница должна пройти возле самого российского берега, так что большая часть пролива оказывается украинской. Соответственно и проходившие через пролив суда оказывались целиком в украинских водах и должны были платить за это Киеву.
Как рассказал газете «Коммерсантъ» один из переговорщиков с российской стороны, в таком случае Украине отойдут остров Тузла и судоходные каналы, а Россия лишится собственного выхода из Азова в Черное море. Однако в украинском МИДе газете напомнили, что Тузла, которая «принадлежит Украине», расположена к востоку от Керчь-Еникальского канала. «Как же может в таком случае граница проходить западнее? Тузла что, анклавом останется?» – удивились в Киеве.
Остров Тузла находится ближе к российскому берегу Керченского пролива, и мелководное пространство между ним и берегом для судоходства непригодно. Когда-то он был косой, которая начиналась от нынешнего российского берега, но позднее морское течение отрезало ее от большой земли и превратило в остров. При передаче Крыма Украине в 1954 году остров стал уже частью Крымской области.
#{image=439452}Предпринятая осенью 2003 года властями Краснодарского края попытка искусственно восстановить до острова песчаную дамбу вызвала гнев Киева. На Тузле высадились украинские пограничники. В конце октября 2003 года президенты Владимир Путин и Леонид Кучма договорились прекратить строить дамбу, которой оставалось до соединения с островом 230 м, и условились вместе использовать Керченский пролив. Затем эта тема на Украине всякий раз активировалась в периоды избирательных кампаний. Президент Виктор Ющенко говорил, что за проход российских судов Украина должна брать многомиллионную плату.
В пятницу президенты России и Украины Дмитрий Медведев и Виктор Янукович начали двухдневную встречу. Началась она на границе двух республик, поводом стал очередной этап Международного авторалли в ознаменование столетия первого автопробега на Приз императора Николая II по маршруту Санкт-Петербург – Киев. В субботу лидеры проведут переговоры в резиденции Медведева в Завидово, где затронут тему раздела Азово-Керченской акватории.
Теперь же Грищенко дал понять, что все вопросы решаемы и требуется только политическое решение. По его словам, которые приводит УНИАН, если Керченский пролив станет эксплуатироваться на паритетных основах, то проход любых иностранных военных и специальных судов будет возможен только с согласия обеих сторон. Отметим, что в 2003 году, когда стороны подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, вопрос совместного использования этих акваторий урегулирован не был.
2003 год. Работы по укреплению косы Тузлы, предпринятые краснодарской администрацией. Были остановлены после протестов Украины, ибо в случае их завершения меняли бы российско-украинскую границу (фото: ИТАР-ТАСС) |
Постпред России при НАТО Дмитрий Рогозин, который в 2003 году в качестве главы международного комитета Госдумы активно вел с украинской стороной переговоры по Тузле, заявил газете ВЗГЛЯД, что любое предложение Украины будет внимательно изучено Москвой. «Хорошо уже то, что есть новые предложения со стороны Украины. Это говорит о том, что любой сложный дипломатический вопрос имеет возможность быть разрешенным, в случае если есть политическая воля», – сказал Рогозин.
Дипломат пообещал в пятницу вечером уточнить предложения Киева во время встречи в Брюсселе с послом Украины в Бельгии, который также выполняет функции постпреда при НАТО. «Будем изучать. Наше министерство иностранных дел и переговорщики, которые много лет ломают копья по поводу, казалось бы, простого вопроса: убедить наших украинских коллег в том, что Азовское море является внутренним и общим, как для России, так и для Украины», – подчеркнул Рогозин.
Слияние Ялты и Сочи
В свою очередь в посольстве России на Украине надеются на реализацию проекта строительства моста через Керченский пролив. По словам советника-посланника российской дипмиссии Всеволода Лоскутова, это «в интересах и России, и Украины». Он также добавил, что блокирования идущих переговоров со стороны Украины не наблюдается. Вопрос может обсуждаться в ходе Черноморского форума, который готовится в Крыму к октябрю.
С начала 90-х годов было разработано более десятка предварительных проектов моста, как по инициативе Крымской стороны, так и по российской. Как ранее говорил российский посол на Украине Михаил Зурабов, главная проблема в вопросе делимитации морских границ связана с использованием Керчь-Еникальского судоходного канала в Керченском проливе и решать ее нужно без ущемления интересов обеих сторон.
Зурабов тоже высказывался за строительство моста через канал. Дипломат уверен, что это сооружение сделает Крым и российскую часть Черноморского побережья Кавказа единым курортным регионом и станет первым шагом к реализации более крупного проекта – строительства кольцевой магистрали вокруг Черного моря. Москва планирует завершить стройку моста в рекордные сроки – уже к 2014 году, когда в Сочи пройдут Зимние Олимпийские игры.
Депутат Госдумы от «Единой России», директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Марков уверен, что Керченский пролив обе страны вполне могут использовать на паритетных основах. Однако что касается прохода судов, в особенности военных, то пока этот вопрос требует дополнительных консультаций между Москвой и Киевом. «России нужно больше свободы в действии ее вооруженных сил», – сказал Марков газете ВЗГЛЯД.
По словам директора украинского Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова, позиция Грищенко, по сути, состоит из двух пунктов: признания границы и установления режима использования Керченского канала как внутренних вод двух государств, находящихся в совместном использовании при равенстве прав партнеров. «Мы видим, что прекращается давний спор. Ранее Сергей Лавров подтвердил, что Россия отказывается от претензий на эти территории, в частности, на Тузлу, и признает советские линии территориального размежевания. Линия будет проведена и по дну, и по поверхности», – сказал Толстов газете ВЗГЛЯД.
По словам киевского эксперта, эксплуатация судоходного фарватера канала на равных правах в дальнейшем исключит возможность разногласий между Москвой и Киевом. Говоря о требовании прежних украинских властей брать с России плату за проход ее кораблей через пролив, Толстов отметил, что «тарифы никогда не были дискриминационными». Он напомнил, что тогда речь шла о создании совместного предприятия. Так или иначе, уверен эксперт, платежи все равно неизбежны, поскольку необходимо содержать лоцманскую, навигационную и другие службы. Тем не менее расценки для коммерческих судов, скорее всего, будут одинаковые, а для военных «будет предпринят какой-то льготный режим».
«Что касается моста через Керченский пролив, то здесь у меня есть некий скепсис, – рассказывает Сергей Толстов. – Проект не носит прямое хозяйственное значение с точки зрения рентабельности. Длина морской его части составляет около 5–6 км, район сложен с точки зрения климата и подводных течений. Не думаю, что он будет реализован в течение трех лет».
«Проект носит эмоционально-политическую окраску, его цель – создать имидж. Хотя присутствует и определенный экономический интерес. Если строительство будет связано с определенными ассигнованиями из федерального бюджета, то это в условиях кризиса, когда строительная индустрия находится в стагнации, достаточно выгодный проект. Как известно, бизнес Елены Батуриной рассчитывал на контракт», – подчеркнул он.
Однако Сергей Марков видит хорошие шансы у проекта, добавив, что нужно строить вообще дорогу вокруг Черного моря. Говоря о вопросе демаркации границы, депутат считает, что это больше нужно Украине, «чтобы ставить перед Евросоюзом вопрос о Шенгенской зоне и прочих таких вещах». Напомним, что для приема в ЕС странам необходимо урегулировать все пограничные вопросы со всеми своими соседями.
Эксперты сходятся во мнении, что на встрече в Завидово президенты могут выразить политическую готовность разрешить спор по Керченскому проливу и найдут компромиссную формулировку в интересах двух стран. «Если в ближайшее время будет подписан договор, содержащий жесткие рамки, то даже с приходом нового украинского президента изменить условия станет практически невозможно. Кроме того, какие-то моменты уже прописаны в двустороннем соглашении 2004 года по Азовскому морю», – подытожил Толстов.