В докладе в адрес России неожиданно выдвинуты многочисленные претензии в несоблюдении всего ранее заключенного пакета соглашений о разоружении: Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), первого Договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ-1), а также Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО). Предъявлен даже ряд вопросов в связи с выполнением Россией Договора по открытому небу (ДОН). Поводом для заявления стал обнародованный в среду в Госдепартаменте США доклад «2010. Приверженность и соблюдение соглашений и обязательств в области контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения».
По-прежнему фигурируют застарелые претензии по химической и биологической конвенциям
Как отмечается в заявлении МИДа, размещенном на сайте ведомства, «без предоставления каких-либо фактов Россию причисляют к разряду «нарушителей» нераспространенческих договоренностей».
По мнению российских дипломатов, доклад содержит «тенденциозные оценки в отношении выполнения Россией Договора о СНВ». Эти выводы были сделаны на основании замечаний американской стороны о якобы некоторых нерешенных вопросах, в частности по инспектированию МБР РС-24.
«Хотелось бы напомнить, что российская сторона своевременно приняла все необходимые меры для устранения данных озабоченностей, на момент прекращения действия ДСНВ США не высказывали каких-либо претензий в отношении выполнения договора», – напоминает МИД РФ.
Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок и анализа, считает, что к американской критике в этой области вообще можно относиться спокойно.
«Параметры договора об СНВ, который был подписан относительно недавно, Россией выполняются, и даже не столько потому, что мы что-то ликвидируем, сколько из-за сокращения ядерного потенциала в силу экономических и технических причин, – заявил Коновалов газете ВЗГЛЯД. – Мы особенно нарушить ничего не можем».
Что касается ракеты РС-24, которую упоминают американцы, то тут, по мнению Коновалова, ситуация сложнее.
#{weapon}«Это ракета, которая только создается. Ее запрещено было создавать по договору СНВ-1, потому что он запрещал наземные ракеты с разделяющимися частями, – пояснил эксперт газете ВЗГЛЯД. – Поэтому мы перешли на моноблок, и наши «Тополи» могли нести по одной боевой части. Ракет, которые были с несколькими частями, разрешалось оставить какое-то количество, но новые разрабатывать было запрещено. РС-24 – это модификация «Тополя», которая может нести от трех до шести боеголовок. Это новая ракета. Но ведь и действие старого договора закончилось. Можно спорить о том, когда началась ее разработка, но факт остается фактом: сейчас другой договор, и его мы не нарушили».
Не упоминая никаких фактов, Госдеп, однако, заявил в своем докладе и о подозрениях в том, выполняет ли Россия свои обязательства по статье I КБТО. «По-прежнему фигурируют застарелые претензии по химической и биологической конвенциям, – отмечает в этой связи МИД. – США сохраняют сомнения в достоверности российских объявлений в отношении запасов химоружия и соответствующих производственных мощностей».
Напомним, что в первой статье КБТО провозглашались следующие запреты: не разрабатывать, не накапливать, не приобретать и не сохранять биологические агенты, токсины, биологическое оружие, оборудование и средства доставки, не предназначенные для мирных целей. По мнению российских дипломатов, в Вашингтоне указывают, таким образом, на продолжение биологических исследований «двойного назначения», которые якобы допускает Москва.
#{smallinfographicleft=419292}В российском внешнеполитическом ведомстве напоминают, что подобные неясности не были ликвидированы по вине американской стороны, хотя это можно было бы сделать еще в 2001 году. Как напоминают российские дипломаты, США тогда сами сорвали возможность устранения подобных неточностей, поскольку заблокировали многосторонние переговоры по разработке проверочного механизма Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия.
«Расхождения в области химического и бактериологического оружия могут быть, – признал и Коновалов. – Ведь заявленное и американской, и российской сторонами количество такого оружия (по 40 тысяч тонн) может не соответствовать действительности. Но у нас есть семь пунктов уничтожения, которые мы строим, в том числе на деньги Евросоюза. Тут важно не то, сколько мы уничтожили, а наличие политической воли и направление тенденции. Совершенно очевидно, что воля к уничтожению этого оружия есть. Если мы даже не уложимся в отведенные сроки, все равно мы это оружие уничтожим, а это главное».
В своем комментарии МИД России прямо опроверг и упреки авторов доклада о несоблюдении обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), которое якобы также допускает Россия.
«Напомним, что утрата договором образца 1990 года жизнеспособности вызвана отказом США и других стран НАТО ратифицировать Соглашение об адаптации ДОВСЕ на фоне продолжавшегося расширения альянса, имевшего следствием несоблюдение его членами ряда положений первоначального договора», – подчеркивается в сообщении.
Помимо этого, в Москве вызвало гнев утверждение Госдепа о том, что российские войска остаются в Молдавии и Грузии без согласия этих стран. Дипломаты подчеркивают, что в Грузии «уже давно нет ни одного российского солдата», а Южная Осетия и Абхазия, где расположены военные базы РФ, – это самостоятельные государства – участники ДОВСЕ.
Что касается Приднестровья, то российские миротворцы действуют там в соответствии с соглашением Кишинева и Москвы о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Молдавии.
«Уместно подчеркнуть, что обнародование подобных докладов не способствует утверждению нового духа партнерских, доверительных отношений между нашими странами, о которых так много говорится», – подытожили российские дипломаты.
#{smallinfographicright=289078}Очевидно, что публикация доклада в данный момент может лишь помешать самой же администрации Барака Обамы провести через сенат США как можно скорее ратификацию заключенного в апреле с российским президентом Дмитрием Медведевым договора СНВ-3. Доклад в нынешнем виде предоставляет, напротив, дополнительные аргументы противникам нового СНВ в конгрессе.
Появление доклада, который, очевидно, готовится в течение многих месяцев, вполне вероятно, стало результатом неразберихи внутри самого Госдепа, представители которого как раз в эти дни убеждают американских сенаторов в необходимости одобрить новое соглашение о разоружении.
Видимо поэтому, как сообщала газета ВЗГЛЯД, в среду официальный представитель госдепартамента Филип Кроули заявил, что Россия выполняла центральные положения ДСНВ. Тем временем голосование по новому российско-американскому договору о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ) уже назначено в комитете по иностранным делам сената конгресса США на 3 августа.