– Владимир Сергеевич, группа членов Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека в пятницу вновь призвала Дмитрия Медведева, а также спикера Совета Федерации Сергея Миронова отклонить законопроект. Вы не только депутат, но и офицер СВР запаса. Насколько обоснованными вы считаете утверждения о том, что расширение полномочий спецслужб вернет страну чуть ли не во времена тоталитаризма?
Принятие поправок не приведет к ущемлению чьих-то прав и свобод
– К сожалению, наше общество всегда настороженно реагирует, как только речь заходит о наделении спецслужб какими-то новыми полномочиями. Видимо, слишком длинна наша историческая память. С этой точки зрения неудивительно, что как только законопроект поступил в Госдуму, сразу же зазвучали мнения, что теперь в России можно будет привлекать к ответственности чуть ли не любого гражданина и по любому поводу.
Лично я абсолютно уверен в том, что принятие поправок не приведет к ущемлению чьих-то прав и свобод. И ни о каком закручивании гаек речи здесь также не идет.
Владимир Груздев не видит в расширении компетенции ФСБ никаких признаков «закручивания гаек» в стране (фото: Андрей Луфт/ВЗГЛЯД) |
– Тогда зачем понадобилось наделять ФСБ новыми полномочиями?
– Дело в том, что сегодня ФСБ и так может выносить официальные предостережения, но только по отношению к юрлицам. Более того, каждый год выносится около 2 тыс. таких предостережений. И ни разу мы не слышали, что это привело к ущемлению чьих-то законных прав!
Основная проблема, с которой мы сегодня сталкиваемся, – это высокий уровень преступности в стране. И совершенно очевидно, что исключительно карательными действиями серьезных подвижек в искоренении этой проблемы мы не добьемся. Известно, что человек, который провел в местах лишения свободы более восьми месяцев, крайне сложно поддается социальной адаптации.
Поэтому в данном случае важна не жестокость наказания, а его неотвратимость. Сейчас в российских тюрьмах сидит 880 тыс. человек. Для сравнения, в Японии – всего 35 тысяч!
На мой взгляд, правоохранительная система должна сосредоточиться на превентивных мерах, то есть предупреждении преступлений. Известно, что в судебной практике часто встречаются случаи, когда осужденные, выслушивая приговор, признают, что совершали преступление по незнанию. Но, как говорится, поздно пить «Боржоми», когда человек уже осужден. И именно этим законопроектом предлагается не сажать человека в тюрьму, а попытаться заставить его свернуть с той кривой дорожки, на которую он встал.
Это особенно важно с учетом того, что сегодня грань между свободой слова и экстремистскими преступлениями всегда оказывается очень тонкой!
– Тем не менее под давлением общественности депутаты согласились смягчить отдельные положения проекта в ходе его доработки ко второму чтению...
– Действительно, многие из положений документа были существенно скорректированы. В частности, мы запретили обнародовать в СМИ информацию о предостережениях, изъяли норму о возможности вызова лица в органы ФСБ для объявления предостережения, а также запретили применять санкции в виде ареста на 15 суток и штрафов за неисполнение требований ФСБ в случае применения в отношении граждан мер профилактики.
– Вместе с тем в документе осталось требование об обязательности для граждан исполнять предостережения ФСБ. Как сотрудники спецслужб будут обеспечивать эту обязательность, если отсутствуют санкции за неисполнение?
– Как говорится, бьют не по паспорту, а по лицу. И в данном случае это, скорее, вопрос правоприменительной практики. Другое дело, что если само общество позволит спецслужбам «хулиганить», то никакой закон их не удержит. Поэтому поживем – увидим. И если на практике действия ФСБ будут приводить к каким-то злоупотреблениям, имеющиеся недоработки всегда можно устранить на законодательном уровне.