Напомним суть вопроса. 9 марта украинский парламент принял изменения в свой регламент, которым определил, что в коалицию могут входить не только фракции, как это было раньше, но и отдельные депутаты.
Кто бы ни пришел к власти, он нарушает закон и конституцию. То, что было при Ющенко, повторяется опять
Следствием такого решения стало формирование коалиции с участием фракций Партии регионов, Блока Литвина и коммунистов, а также отдельных депутатов. Многие из них встали под знамена Януковича, выйдя из рядов фракции Блока Тимошенко и ее бывших союзников по «оранжевой» коалиции – «Нашей Украины − Народной Самообороны».
Оппозиция считает такое решение, мягко говоря, сомнительным с точки зрения конституции. Лидер БЮТ Юлия Тимошенко даже заявила, что в случае признания Конституционным судом этого принципа формирования коалиции законным она будет добиваться отставки судей, голосовавших за такое решение.
Тимошенко напомнила, что 17 сентября 2008 года КС уже принимал решение о порядке формирования коалиции и установил, что коалиция − это объединение фракций и создаваться может только и исключительно фракциями. Главное, это положение зафиксировано в основном законе Украины, которому никакой регламент не указ.
Однако, согласно опубликованной в среду интернет-изданием «Главком» копии решения КС, в деле, по представлению 68 народных депутатов, требовавших разъяснить законность формирования парламентской коалиции отдельными депутатами, суд признал образование коалиции законным.
Отличие же решения, которое принято во вторник и официально огласят в четверг, от позиции по этому же вопросу двухлетней давности судьи мотивировали новым законом о регламенте работы Верховной рады.
Политолог Виктор Небоженко считает, что, приняв такое решение, КС может потерять к себе доверие и прекратить существование.
Не понимает, как можно обосновать легитимность коалиции и директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский, который поделился с газетой ВЗГЛЯД своим мнением.
«Тактические последствия − позитивные. Поскольку непризнание легитимности действующей коалиции – это, по сути, непризнание легитимности действующего правительства и вхождение в полосу неопределенности, нестабильности и чего угодно для страны», − считает политолог.
Что касается стратегических последствий, то они, по мнению Погребинского, скорее негативные: «Было бы хорошо и правильно, если бы одновременно были внесены изменения в конституцию, которые не оставляли бы сомнений в таком способе формирования парламентского большинства. Но такого точно не будет в ближайшее время, так как требуется голосование 300 голосами, которых у коалиции пока нет. Поэтому КС будет выглядеть неубедительным. А в обществе формируется такая позиция, что кто бы ни пришел к власти, он нарушает закон и конституцию. То, что было при Ющенко, повторяется опять».
Все, что осталось в этой ситуации Юлии Тимошенко, так это дать короткий брифинг перед зданием одного из управлений Генпрокуратуры, куда ее накануне пригласили повесткой. Она в очередной раз заявила о неконституционности будущего решения КС.
На вопрос, есть ли у нее доказательная база выдвинутых обвинений, Тимошенко ответила: «Я принесла письменное обращение, которое направлялось на мое имя, где четко указано, какие взятки судьям предлагались, какие предложения им раздавались, как их запугивали и что с ними делали для того, чтобы 11 судей все же проголосовали против конституции».