В преддверии начинающегося во вторник визита в Данию, где будет обсуждаться сотрудничество двух стран в рамках реализации проекта Nord Stream и в сфере морского транспорта, совместной борьбы с терроризмом и построения архитектуры общеевропейской безопасности, Дмитрий Медведев дал интервью датской радиовещательной корпорации DR.
Уйти с заднего двора
Мы не должны ни на кого скрежетать зубами, злиться, дуться, считать, что нас обижают, затирают куда-то, заталкивают в угол
В частности, глава государства заявил, что Россия готова дать положительный ответ на предложение НАТО по созданию общей ПРО. «Если это серьёзное предложение, то можем. Мы давно выступали за то, чтобы система глобальной защиты, система противоракетной обороны защищала не только одну страну или группу стран, а чтобы она была в интересах всех ответственных участников мирового сообщества», – заявил Медведев.
Он напомнил, что противный вариант совершенно не устраивает Россию, так как противоракетная оборона является частью стратегических ядерных сил, ее усиление ломает существующую систему баланса между основными ядерными державами, в первую очередь – Россией и США. «Но если эта система имеет глобальное измерение, то в этом случае, конечно, она могла бы иметь место, но этот вопрос абсолютно конкретный. Невозможно что-то предложить, а потом сказать: «Ну, вы постойте где-то на заднем дворе, мы для вас что-нибудь найдём и предложим, а в этот период нарастим свои силы противоракетной защиты», – подчеркнул он.
В этой связи президент напомнил о российско-американских отношениях, претерпевших серьезную «перезагрузку». По его словам, у него действительно сложились неплохие отношения и с администрацией Белого дома, и лично с Бараком Обамой, что позволяет двум государствам обсуждать любые темы, например Иран. «Это тоже тема для обсуждения, давно обсуждаем. Пока Иран не проявляет нужного понимания, ведёт себя достаточно безответственно, и это, конечно, печально», – считает он.
Страна с улыбающимся лицом
Европейцев по-прежнему волнует вопрос своей энергетической зависимости от России. Хотя, подчеркнул Медведев, эта зависимость полностью обоюдная. «Для России будет выгодно и интересно поставлять газ в Европу, и в этом смысле Россия зависима от Европы. Но и Европа, соответственно, получая энергоносители, получая газ из России, получает и часть зависимости от России», – полагает он.
Строительство «Северного потока», продолжил президент, позволит снять некоторое беспокойство ЕС, сделав поставки газа более дифференцированными.
Говоря о роли России в мире в целом, Медведев подчеркнул, что наше государство полностью разделяет концепцию многополярности и хочет быть органичной частью мира. «Мы претендуем на то, чтобы занимать достойное место в этом мире: и экономическое, и в области безопасности, отвечающее и потенциалу России, и истории России, и роли России, скажем, например, при создании Организации объединённых наций. Но это не эксклюзивное место», – пояснил он.
Говоря о том, каким должно быть лицо России для остального мира, президент выразил надежду, что, как и у него, – улыбающимся. Однако в ответ Россия ждет такого же отношения и к себе. «Мы не должны ни на кого скрежетать зубами, злиться, дуться, считать, что нас обижают, затирают куда-то, заталкивают в угол, а мы на это реагируем каким-то образом. Хотя это, конечно, не только от нас зависит», – отметил он.
По словам президента, он также рассчитывает видеть страну благополучной и подходящей для развития людей, с высокими доходами, возможностью хорошо отдохнуть и правильно организовать свое рабочее время.
Вопрос вкуса
Отвечая на вопросы о внутренней политике России, Медведев отметил, что текущая ситуация в стране стабильна, а большая часть населения поддерживает курс действующей власти.
Не последнюю роль в этом сыграла отмена прямых выборов губернаторов, процедура назначения которых, подчеркнул президент, характерна для большинства европейских стран. «Вопрос ведь не в том, каким образом эти лица наделяются полномочиями, а в том, насколько они хорошо работают и как к ним относятся люди. Замечу, что не президент назначает губернаторов в нашей стране, в отличие, допустим, от Украины, а эти губернаторы избираются законодательными органами наших территорий», – напомнил он.
Такой шаг позволил не только усилить контроль за деятельностью глав регионов, что особенно важно для России, где еще «не в достаточной степени развиты очень важные институты муниципальной жизни», но и дал возможность принимать консолидированные решения. «Наконец, есть исторические традиции. У нас все муниципальные органы как избирались, так и избираются, как и во всём мире, а губернаторы не во всех местах избираются. Так что вопрос вкуса и истории», – добавил он.
Касаясь темы развития демократии, Медведев отметил, что не считает, что Россия находится на какой-то «самой низкой ступени» ее развития. «Но мы ещё пока не те демократии, которые насчитывают 150, 200, 300 лет и так далее. Я скажу банальность, но это очевидная вещь: российской демократии около 20 лет всего лишь», – напомнил он.
Вместе с этим президент подчеркнул, что Россия не собирается изобретать никаких новых демократических ценностей, хотя они и должны иметь некое «национальное преломление». Кроме того, по его мнению, демократия должна отвечать уровню развития общества и экономических институтов, поэтому Россия не будет «перепрыгивать» через различные этапы или внедрять институты, которые не были проверены исторической практикой.
С премьером договорятся
Не обошли вниманием и излюбленную на Западе тему взаимоотношений Медведева с Путиным. Так, отвечая на вопрос, кто же из них двоих будет выдвигать свою кандидатуру на следующих президентских выборах, Медведев отметил, что раз уже два гражданина претендуют на этот пост, это и является подтверждением демократического развития страны, добавив, что с премьером они смогут принять совместное решение.
«Мы с Путиным представляем одну и ту же политическую силу, мы с ним придерживаемся близких подходов вообще к развитию страны. Мы с ним, по сути, представляем единые политические подходы, и между нами координация и консультации просто необходимы», – сказал он.
Говоря о различии стилей руководства государством, Медведев отметил, что ему трудно оценивать самого себя. «Конечно, у нас, несмотря на близость многих установок, разный опыт, разные представления, может быть, о каких-то нюансах развития нашей политической системы, даже притом что и у меня, и у Владимира Путина одинаковое образование: мы питомцы одного юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Ну и слава Богу, все люди разные, у всех свои представления», – пояснил глава государства.
Касаясь проблемы борьбы с терроризмом, Медведев отметил, что его невозможно победить только при помощи силового воздействия, так как террорист – не просто «человек с бомбой в руке». Ключевой подход к этой проблеме, по мнению президента, должен включать в себя борьбу с наиболее отъявленными представителями террористического бандитского подполья всеми доступными средствами, возрождение режима законности и борьбу с коррупцией, разрушение «клановости и семейственности», воспитание нравственности, а также поднятие экономики.