Визит Дмитрия Медведева в Норвегию по приглашению короля Харальда V должен состояться 26−27 апреля. Перед поездкой российский президент дал обширное интервью норвежской газете Aftenposten, полный текст которого опубликован на официальном сайте Кремля.
Во время беседы был затронут ряд не самых простых тем, как экономического, так и геополитического характера.
Про развитие экономики
Нужно найти решение, которое позволит определиться по двум зонам, ведь разделу подлежит не только собственно шельф, но и исключительная экономическая зона
По мнению Дмитрия Медведева, перенос на российскую почву так называемой «северной» модели развития экономики невозможен. «Скажу так: я не очень верю в универсальные модели, − отметил он. − Когда-то Советский Союз свою модель навязывал: ничего хорошего не вышло ни для тех, кому он ее навязывал, ни для самого Советского Союза».
Президент не верит в возможность копирования модели (в том числе и так называемой «северной», левой, социалистической или квазисоциалистической модели), по которой развивались некоторые северные государства. «Хотя я отдаю должное тому, что было сделано, особенно в 70-е, 80-е годы, особенно в тот период, когда во многих странах у власти были социал-демократы. Это серьезные такие, очень внушающие уважение успехи, но перенос их на российскую почву, на мой взгляд, невозможен», − отметил российский лидер.
Про Штокман
Другим вопросом, затронутым в ходе беседы, стало совместное освоение Штокмановского месторождения. По словам Медведева, в России надеются на тесную кооперацию компаний двух стран. Что же касается даты начала реализации проекта, то самое главное здесь − выбрать ее правильно, когда стороны будут полностью к этому готовы.
«Мы рассчитываем на то, что здесь будет очень тесная кооперация между российским участником и нашими иностранными партнерами, в том числе «Статойлом», − сказал глава государства.
Медведев напомнил, что строительство такого крупного объекта, как завод по сжижению газа, занимает пять−семь лет, так что нужно учесть все компоненты, в том числе финансовую и проектную готовность. Позиция России в этом отношении не меняется.
«Мы заинтересованы в том, чтобы с участием наших партнеров приступить к реализации этого проекта», − заверил Медведев. А вот будет ли это сделано в 2010-м или в 2011 году – уже не столь принципиально, считает он. Страны Европы только оправляются от кризиса, поэтому «нужно просто найти удачную (отправную – прим. ред.) точку и именно с нее начинать работу».
Про шельф
Медведева также спросили о проблеме разграничения континентального шельфа в Баренцевом море. На это российский президент ответил, что спор между Норвегией и Россией по этому вопросу, который уже длится более 40 лет, «вполне разрешим» (у РФ и Норвегии есть и более сложные вопросы).
Более того, в споре о шельфе «нет ничего сверхъестественного».
«Но нужно найти решение, которое позволит определиться по двум зонам, по которым еще нет окончательного понимания, потому что ведь разделу подлежит не только собственно шельф, но и исключительная экономическая зона. А это достаточно сложные процессы, они, в общем, обычно долго идут между странами», − отметил российский президент.
Важно найти такое решение, которое устроило бы обе стороны, причем «не путем сдачи позиций сторон, а путем нахождения разумного компромисса», считает Медведев. Другими словами, чтобы никто не остался в накладе. Как сказал Медведев, вполне возможно найти «прагматичное решение, которое будет юридически защищено».
Про терроризм
Как минимум результаты моей работы должны быть приемлемы для наших граждан
Не остались без внимания недавние теракты в московском метро. В частности, норвежские журналисты спросили Медведева, как надо бороться с терроризмом в России? В ответ он заявил, что действовать нужно жестко, последовательно и грамотно. «А решительно в том плане, что не должно быть промедлений, не должно быть пауз. Должны приниматься быстрые ответные меры, самые разные причем, подчеркиваю», − сказал он.
«Жестко» в данном случае относится, собственно, к самим террористам, «к бандитскому подполью, к тем, кто пытается террором сеять страх, убивать наших людей и в Москве, и на Кавказе», добавил глава государства.
По словам Медведева, надо не просто уничтожать террористов, но и создавать условия для того, чтобы «жизнь на Кавказе становилась современной, приемлемой для людей, чтобы они могли реализовывать свои желания: и материальные, и духовные».
«Материальные − это просто желание иметь нормальный достаток, нормальную собственность приобретать. А духовные − это мусульманские регионы в основном − чтобы они могли нормально исповедовать ислам. Но это должен быть ислам, который традиционен для нашей страны, а не который пытаются нам притащить из-за границы, причем зачастую в террористической упаковке», − пояснил он.
Повстанцы или борцы за независимость, которые убивают мирных граждан, – это мусор, отбросы
Медведев напомнил, что «отправил на Кавказ» нового полномочного представителя президента, вице-премьера Александра Хлопонина, который должен «не только заниматься борьбой с террором, но и налаживать жизнь».
При этом он подчеркнул важность того, чтобы в разных средствах массовой информации, в том числе и европейских, террористов «не называли партизанами, повстанцами и борцами за независимость». «Знаете, повстанцы или борцы за независимость, которые убивают мирных граждан, в метро взрывая бомбы, это не повстанцы, это мусор, отбросы, − сказал Медведев. − И никакого иного определения им, кроме как преступники, быть не может».
Про выборы
В интервью Aftenposten Медведев также признался, что не исключает своего участия в президентских выборах в 2012 году. К слову, вопросы о том, примет ли Медведев участие в следующей президентской гонке, звучат не первый раз.
«Если это будет необходимо для моей страны и для того, чтобы сохранить тот курс, который был сформирован в последние годы (я имею в виду и тот период, когда во главе государства стоял Владимир Путин, и тот период, когда я нахожусь во главе государства), то я для себя абсолютно ничего не исключаю, в том числе и участие в этих выборах», − сказал президент РФ.
Вместе с тем Медведев подчеркнул, что для его участия в выборах необходимо выполнение нескольких условий. «Во-первых, как минимум результаты моей работы должны быть приемлемы для наших граждан, ну и мы должны ориентироваться на то, чтобы достичь результата, а не просто поучаствовать. Поэтому посмотрим», − добавил он.
Про Олимпиаду
Норвежских корреспондентов интересовала подготовка Сочи к Зимней Олимпиаде-2014. В том числе и то, в какой форме будут российские спортсмены. Норвежцам хочется сражаться с сильными конкурентами. Медведев пообещал, что «легкой прогулки» у северных соседей в Сочи не получится, хоть и признал, что бороться с ними довольно сложно. Но после неудачной Олимпиады в Ванкувере россияне подойдут к Играм-2014 по-спортивному злыми, да и дома стены должны помочь.
Сам Медведев поинтересовался, будет ли выступать за сборную Норвегии знаменитый биатлонист Оле-Эйнар Бьорндален? И, услышав, что спортсмен обещал приехать, остался доволен, сказав, что «нам было бы очень интересно с ним посоревноваться».