В Польше объявлен общенациональный семидневный траур. Премьер-министр Дональд Туск и спикер Сейма Бронислав Коморовский срочно вернулись в Варшаву из Гданьска.
Премьер плакал, когда узнал о катастрофе президентского самолета
«Перед лицом огромной национальной трагедии мы все должны быть вместе. Нет сегодня ни левых сил, ни правых, нет различий. Мы все сочувствуем семьям погибших», – заявил и. о. президента Коморовский.
«Премьер плакал, когда узнал о катастрофе президентского самолета. Моей страшной, тяжелой обязанностью было проинформировать об этом и премьера, и спикера Сейма, и Ярослава Качиньского», – сообщил в субботу в эфире радиостанции Radiо Zet министр иностранных дел Польши.
В 15.00 по московскому времени началось экстренное заседание правительства. После его окончания Туск немедленно вылетел на место трагедии, сообщает «Интерфакс».
Его коллега Владимир Путин тоже отправился туда. «Я поеду встречу его (Туска) там. Мы вместе побываем на месте катастрофы», – заявил российский премьер.
До отлета Владимир Путин и президент Дмитрий Медведев провели совещание. Открывая его, президент отметил, что крушение самолета – это «страшная, беспрецедентная трагедия».
«Произошла трагедия, очень серьезная. Погиб президент Польши, его супруга, значительная часть польских граждан, которые летели к нам в Смоленскую область», – сказал Медведев в ходе встречи с премьером.
«Сказать нечего, можно только посочувствовать, искренне посочувствовать семьям погибших», – добавил Путин.
«Я дал поручения правоохранительным органам, Следственному комитету, Генпрокуратуре, спецслужбам провести максимально тщательное расследование всех обстоятельств этой трагедии в кооперации с польскими партнерами, чтобы вместе и в соответствии с нашим законодательством и польским законодательством тщательно расследовать обстоятельства этого трагического происшествия», – заявил президент.
«МИД России сделает все от него зависящее, чтобы без всяких проволочек обеспечить визовую поддержку тем гражданам Польши, которые захотят приехать в Россию», – заверил Путин.
Медведев также подписал распоряжение о создании государственной комиссии по установлению причин катастрофы самолета Ту-154. Возглавить ее поручено Путину.
Как сообщает РИА «Новости», на место трагедии направлены глава МЧС Сергей Шойгу, министр транспорта Игорь Левитин и руководитель СКП РФ Александр Бастрыкин.
Медведев и Путин поставили свечи в часовне, находящейся на территории резиденции главы российского государства, в память о погибших в авиакатастрофе.
Потери поляков невосполнимы. В катастрофе погибли не только президент с супругой, но и два вице-спикера Сейма, вице-спикер Сената, госсекретарь, два заместителя министров, начальник генерального штаба и шесть высших военных чинов, главы Бюро национальной безопасности и президентской канцелярии, дюжина депутатов Сейма и два сенатора, президент национального банка, четверо религиозных деятелей.
Соболезнования идут со всего мира.
#{help=391811}
«С ужасом и печалью я узнала об ужасной катастрофе, в которой сегодня при заходе самолета на посадку под Смоленском погиб президент Республики Польша Лех Качиньский, его супруга и высокопоставленная делегация. Я желаю вам, всем родственникам погибших и всем полякам утешения и силы», – говорится в телеграмме канцлера Германии Ангелы Меркель.
Президент Франции Николя Саркози выразил «искреннее сочувствие семье президента Качиньского и семьям всех жертв катастрофы» и от своего имени и имени французского народа передал самые глубокие соболезнования.
Генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков заявил газете ВЗГЛЯД, что произошедшая под Смоленском трагедия беспрецедентна для мировой политики. Хотя раньше в авиакатастрофах гибли и президенты, и премьеры, но чтобы одна авария унесла жизни такого количества представителей высшей политической элиты страны – такого еще не случалось.
«Безусловно, произошедшее вызовет растерянность среди польской элиты, особенно среди правоконсерваторов, которые поддерживали Качиньского, – считает Хомяков. – Однако в последнее время в Польше происходила серьезная трансформация общественных настроений. Когда в 2005 году Качиньский пришел к власти, большая часть поляков придерживались антироссийских настроений. У кого-то родственники погибли в Катыни и в сталинских лагерях, кто-то боялся российской агрессии, кто-то считал США единственным гарантом безопасности Польши».
Но за последние два года, полагает эксперт, «маятник качнулся в другую сторону».
«Антироссийский потенциал польской элиты уменьшился, – говорит Хомяков. – Это произошло в первую очередь благодаря усилиям российского президента и премьера. Уверен, что к власти в Польше придет более прагматичное руководство, с которым России будет проще иметь дело».