Россия уже в ближайшее время может возобновить регулярное сообщение с Грузией.
Это просто возмутительно противоречит всем тем принципам, на которых общеевропейское сотрудничество построено
Как рассказал глава МИДа Сергей Лавров, уже с 1 марта может вновь заработать наземный погранпереход Верхний Ларс – Казбеги, закрытый на замок еще четыре года назад.
Ранее Москва уже открывала прерванное с августа 2008 года временное авиасообщение с Тбилиси и готова на этом не останавливаться. «Вы знаете, что в период православного Рождества состоялись чартерные рейсы. Это была просьба грузинской стороны, и мы сочли, что это будет правильно. Кроме этого, мы готовы открыть и регулярное авиационное сообщение, и соответствующие службы двух стран вполне могли это обсудить», − заявил глава российского внешнеполитического ведомства в интервью РИА «Новости».
Вместе с тем открытие границы не будет означать потепления отношений между властями двух государств. Министр подчеркнул, что российское руководство по-прежнему не желает иметь ничего общего с президентом Михаилом Саакашвили, хотя и готово идти на контакты с представителями грузинского народа. «У нас никогда не прекращались контакты по линии деятелей искусства, культуры, в целом интеллигенции и по церковным линиям. Здесь у нас нет никаких сомнений, что многовековые узы, которые связывают российский и грузинские народы, прочнее любых политических мотыльков, которых чужим ветром заносит в эти края», − подчеркнул министр.
Зато отношения с Киевом, рассчитывают на Смоленской площади, улучшатся при новом президенте.
По мнению Лаврова, с победой Януковича у украинского народа появляется шанс на консолидацию на основе своих национальных интересов. «Мы хотим, чтобы Украиной, как и любой другой страной, руководили проукраинские, соответствующие лидеры. Когда Украиной руководит проукраинский президент, он думает о коренных интересах своего государства. А если он о них думает, то нет сомнений, что он будет думать о нормальных, тесных отношениях с Российской Федерацией, как и с другими соседями Украины», − убежден глава МИДа.
Он также подчеркнул, что Москва, в отличие от лидеров «оранжевой» революции, никогда не пыталась поставить Киев перед выбором между Западом и Россией. «Они еще пять лет назад открыто заявляли: Украина должна выбрать, с кем она − с Европой или с Россией. Это просто возмутительно противоречит всем тем принципам, на которых общеевропейское сотрудничество построено и за которые так ратуют в иных вопросах наши западные партнеры», − подчеркнул он.
#{ussr}Говоря о странах СНГ в целом, Лавров отметил, что на фоне экономического кризиса у них появилось понимание, что лучше всем держатся вместе. «С начала финансового кризиса этот интерес стал обретать еще более практические очертания, появился такой механизм, как встреча министров финансов СНГ, которого раньше не было. По итогам их работы одобрен план мероприятий по преодолению последствий кризиса», − напомнил он.
Что же до отношений с европейскими соседями и США, то, рассказал министр, сейчас они проходят своеобразный тест на искренность.
Брюсселю в первую очередь предстоит наконец определиться со своим отношением к предлагаемому Москвой договору об общеевропейской безопасности, мнения по которому в Европе разделились.
«Ключ к выяснению позиции тех, кто признает оправданность дискуссии вокруг нашей идеи, но не хочет пока заниматься предметной разработкой договора, по-моему, лежит в той фразе, которую я сейчас приведу. Один из руководителей внешней политики европейских государств на мой прямой вопрос, почему нельзя политические обязательства перевести в разряд юридических, ответил так: а потому, что юридические нужно соблюдать, а политические необязательно», − рассказал Лавров.
Стоящей же перед Россией и США главной задачей остается заключение договора по СНВ, подписание которого, предположительно, может состояться через две недели.
Накануне Дмитрий Медведев и Барак Обама вновь обсудили судьбу документа в телефонном разговоре. И, как сообщил Лавров, подтвердили договоренность учитывать в новом договоре взаимосвязь между наступательными и оборонительными системами вооружений.
Кроме того, два лидера договорились о том, что договор должен быть строго паритетным. «А именно, любые меры контроля не будут избыточными, потому что мы живем в другую эпоху, и подозрительности должно быть гораздо меньше. Мы не противники, мы называем друг друга партнерами и хотим дружить друг с другом. Помимо этого, любые меры контроля должны быть равными для каждой стороны, чтобы был тот самый паритет, о котором договаривались президенты», − добавил Лавров.