В отличие от аналогичной работы над законопроектом «О Следственном комитете», в итоговый текст которого рабочей группе удалось пробить 90% предложенных поправок, к результатам предстоящей работы с законом «О полиции» парламентарии относятся скептически.
Мы хотим оговорить в законе предельные сроки нахождения начальников УВД и ГУВД на службе. Это будет либо 2 срока по 4 года или 2 по 5 лет, но не более
Дело в том, что в значительных поправках к закону СКП были заинтересованы также представители спецслужб и Генпрокуратуры, и депутаты пользовались их поддержкой. К закону «О полиции» у других силовиков нареканий особых нет. Напротив, единственное заинтересованное ведомство – МВД – не спешит с депутатами на контакт, так же, как и вносить поправки в законопроект, который само же и разработало.
В первом заседании рабочей группы, которое состоялось в понедельник, приняли участие единороссы Александр Хинштейн и Борис Резник, коммунисты Александр Куликов и Виктор Илюхин, справедроссы Светлана Горячева и Геннадий Гудков* и либерал-демократы Александр Луговой и Евгений Тепляков.
В ходе обсуждения думцы решили переписать несколько спорных статей законопроекта. В частности, они хотят ограничить функции полиции, более четко прописать процедуру переаттестации полицейских и дополнить законопроект положениями об отставке полицейских.
Так, по словам Хинштейна, ко второму чтению законопроекта из него должно пропасть положение о миграционном контроле, который должны проводить полицейские. Сотрудники правоохранительных органов могут принимать участие только в выдворении мигрантов и только по просьбе ФМС. Проверки иностранных граждан будут проводить исключительно сотрудники миграционной службы. Также, подчеркнул Гудков, депутаты будут настаивать на изъятии из законопроекта статьи о вневедомственной охранной деятельности полиции.
«Коммерческие функции МВД нужно исключить, – настаивал депутат, подразумевая положение законопроекта о вневедомственной охране, – а статьи, позволяющие полицейским принимать участие в налоговых проверках и в проверках финансовых счетов юридических и физических лиц, необходимо серьезно доработать».
Однако основные поправки рабочей группы коснутся, скорее всего, кадровой ротации внутри МВД. «Мы хотим оговорить в законе предельные сроки нахождения начальников УВД и ГУВД на службе. Это будет либо два срока по четыре года или два по пять лет, но не более. При этом решение о назначении того или иного руководителя полиции на местах должно приниматься только с согласия региональных или местных депутатов, которые, к тому же, будут наделены правом и ставить вопрос об отставке проворовавшегося или некомпетентного руководителя ГУВД перед министром внутренних дел и президентом», – заявил газете ВЗГЛЯД Хинштейн.
Однако Хинштейн заметил, что вотум недоверия высокопоставленным полицейским в регионе или в городе не должен автоматически вести к их отставке, так как этим механизмом могут воспользоваться авторитарные руководители регионов. Письмо от местных депутатов, скорее, должно послужить основанием для проверки сверху и начала независимого расследования в отношении «шерифа».
По словам Гудкова, существующий механизм проверки, который закреплен за департаментом собственной безопасности МВД, уже доказал свою неэффективность, в том числе на примере Кущевской.
«Департамент собственной безопасности МВД за последние два года трижды официально направлял документы с просьбой возбудить уголовное дело против начальника Кущевского РОВД, однако все три проверки по сообщаемым фактам заканчивались закрытием материалов и сдачей их в архив», – сообщил депутат.
Также парламентарии собираются предложить МВД свою систему критериев оценки эффективности полицейских в регионах и ввести парламентский контроль на местах, в частности, обязав начальников ГУВД и УВД регулярно отчитываться о криминогенной ситуации перед местными депутатами.
Таблицу поправок в комитет по безопасности депутаты собираются внести после парламентских слушаний в Госдуме, провести которые планируется на следующей неделе.
Пока же в профильный комитет официально поступили поправки только от коммунистов. Их ни много ни мало триста. И в каждой из поправок КПРФ предложила попросту заменить слово «полиция» на «милиция». Над более конструктивными инициативами коммунисты еще не закончили работать.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом