«Мы чуть раньше закончили формирование Объединенных стратегических командований четырех военных округов. Президентом был установлен срок 1 декабря. Мы же буквально на прошлой неделе уже завершили эту работу», – такое заявление сделал сегодня министр обороны Анатолий Сердюков.
#{help=441818}Причем реформу закончили ровно через месяц после того, как 21 сентября президент Дмитрий Медведев подписал указ о создании ОСК в России. Впрочем, первое командование – Южное – фактически начало работать еще 1 сентября.
Напомним, военные округа более века оставались основными военно-административными единицами России. В последние годы их насчитывалось шесть. Теперь Московский и Ленинградский округа вошли в Западный военный округ со штабом в Санкт-Петербурге. На основе Северокавказского военного округа создан Южный. Приволжско-Уральский и западная часть Сибирского округа образуют Центральный округ со штабом в Екатеринбурге. И, наконец, из Дальневосточного и восточной части Сибирского военного округа появился Восточный со штабом в Хабаровске.
Изменилась подчиненность Военно-морских сил. Теперь вместо единого командования ВМФ флоты переходят в оперативное подчинение командующим военных округов. Командующему Западным военным округом будут подчиняться Северный и Балтийский флоты, Южным – Черноморский флот и Каспийская флотилия, а командующему Восточным округом – Тихоокеанский флот.
Главный штаб ВМФ и главкоматы других видов и родов войск будут расформированы. Вместо них будут созданы аналогичные структуры с новыми названиями, но их задачи и цели пока неизвестны.
В результате реформы, как надеются в Минобороны, армия уйдет от промежуточного регулирования во время боевых действий. Напомним, что схема округов должна была действовать только в мирное время, а в случае войны все рода войск так и так должны были перейти к нынешней структуре, при которой войска на определенном направлении должны подчиняться одному штабу.
Кроме того, повышается рациональность и стабильность системы Объединенного военного командования. Путем объединения округов сокращаются раздутые штаты и восполняется нехватка вооруженных сил на отдельных стратегических направлениях, а значит, повышается независимость командований в случае выполнения стратегических задач. Также сокращена треть учреждений и офицеров старшего и среднего ранга военных округов, что способствует улучшению материально-технического обеспечения остающихся офицеров и солдат. В случае мобилизации вызов офицеров из запаса также пройдет быстрее по той простой причине, что их количество также снижено.
#{smallinfographicleft=424488}Оппоненты реформы напоминают, что механизм создания межвидовых командований очень сложен. Неясно, насколько руководящий состав армии подготовлен к управлению подобными объединениями, в которые будут включаться столь различные силы – например, тот же флот. Военно-морской флот выполняет задачи не только вблизи своих берегов, но и на удаленных театрах военных действий – в Индийском океане, Средиземном море и других стратегически важных районах. Смогут ли сухопутные военачальники эффективно руководить операциями на море на таком далеком расстоянии, тоже остается вопросом.
Не все эксперты уверены, справятся ли они с задачами по сдерживанию военных и политических угроз. Впрочем, член Общественного совета при Минобороны и совета по внешней и оборонной политике Виталий Шлыков приветствовал заявление Сердюкова.
«Это общемировая тенденция. Ведущие страны и армии мира давно к этому пришли. Американцы, к примеру, 50 лет назад, – заявил Шлыков в интервью газете ВЗГЛЯД . – Объединение разнородных сил в единую структуру с единым подчинением на определенном стратегическом направлении – это веление времени. Я сам выходил с предложениями о подобных преобразованиях еще два десятилетия назад».
#{weapon}Шлыков считает неоправданными опасения о том, что сухопутные генералы не справятся с флотскими проблемами, когда в их подчинении окажутся корабли и субмарины.
«Все как раз с точностью до наоборот! Не исключены трудности как раз в ОСК «Восток», которое возглавил адмирал Константин Сиденко, бывший командующий Тихоокеанским флотом, – полагает Шлыков. – Но все трудности преодолимы. Надо просто принять свершившиеся преобразования как данность и учиться служить по-новому. На примере других стран этот вариант уже доказал свою жизнеспособность».
Многие эксперты говорят о том, что схема ОСК полностью калькирована у американцев. Напомним, что в армии США девять объединенных командований. Часть из них созданы также по географическому принципу: ОК ВС США в Европейской зоне, ОК ВС США в зоне Тихого океана, объединенное центральное командование (ОЦК), ОК ВС США в зоне Северной Америки и ОК ВС США в зоне Центральной и Южной Америки.
Другие различаются по целям: это объединенное командование специальных операций (спецназ), объединенное стратегическое командование помогает Пентагону усиливать централизацию управления остальными войсками; ОК стратегических перебросок (отвечает за транспортировку войск) и наконец объединенное командование единых сил, которое организует учения, опробует технику и оценивает потребности остальных войск.
При этом численность американской армии почти вдвое ниже, чем российской, где, по последним данным, все еще служит 1,3 млн человек. В армии США лишь 569 тыс. солдат в строю и 197 тыс. в резерве. Имеются также внутренние войска численностью 360351 – это национальная гвардия, которая в мирное время подчиняется гражданским властям и лишь в случае войны должна переподчиняться военным.
Но в отличие от американцев, у России зарубежных баз очень мало. Зато внутри страны – гигантские территории, самая протяженная граница, множество соседей, имеющих к России явные или тайные территориальные претензии. При этом ОСК создается всего четыре.
Шлыков не согласен, что реформа Сердюкова означает лишь заимствование американской схемы в России. Простая калька, по его мнению, вообще бессмысленна хотя бы потому, что нынешний географический размах деятельности армии США не сравнить с российским. «Да, США не имеют опасных соседей вблизи своих границ, а с востока и запада вообще прикрыты океаном. Да, они решают задачи иного масштаба и свойства», – признал Шлыков.
«У нас страна континентальная. И задачи наши ОСК будут решать иные, в соответствии со Стратегией национальной безопасности и Военной доктриной государства. Так что пусть созвучность названий ОК – ОСК никого не вводит в заблуждение», – подытожил эксперт.