В пятницу замдиректора департамента информации и печати внешнеполитического ведомства России Игорь Лякин-Фролов заявил, что ряд положений доклада генсека ООН Пан Ги Муна о будущей миссии организации в Абхазии не отвечает российским позициям. «В Москве изучают доклад генерального секретаря ООН. Его название нас устраивает, но некоторые положения не соответствуют нашим оценкам, позициям», – сообщил дипломат.
Нам эти встречи не особо нужны, с таким подходом мы можем пересмотреть вопрос участия в них
Отметим, что название доклада Лякин-Фролов упомянул неслучайно. От этого вопроса зависела судьба пятого раунда международных переговоров об урегулировании последствий грузино-югоосетинского конфликта. Более того, первый день дискуссий в Женеве провалился, так как Пан Ги Мун подготовил доклад с трехдневным опозданием.
При этом российский дипломат отметил, что «необходимо тщательно проанализировать весь доклад, после этого будет сформулирована российская реакция на этот документ», передает «Интерфакс». Судя по всему, у России появится много вопросов по сути доклада, о чем будет объявлено через несколько дней. Москва разделяет позиции Абхазии и Южной Осетии, чью независимость Россия признала осенью прошлого года.
Накануне президент Абхазии Сергей Багапш также заявил о неприемлемости для республики нескольких тезисов Пан Ги Муна. Несмотря на наличие некоторых «положительных моментов», в тексте, по его словам, «есть пункты, которые абхазская сторона не может принять, в частности, в проекте резолюции». Об этом абхазский лидер заявил директору департамента России, Южного Кавказа и Центральной Азии МИД Великобритании Майклу Давенпорту.
«О создании так называемой двенадцатикилометровой зоны безопасности речи быть не может», – прокомментировал Багапш часть доклада, касающегося женевских встреч, где Абхазии и Южной Осетии отводится статус неполноправных участников дискуссии. Сухум и Цхинвал после получения независимости требуют, чтобы в ООН уважали их статус, а не считали частью грузинской территории.
«Нам эти встречи и так не особо нужны, с таким подходом мы можем пересмотреть вопрос своего участия в них», – пригрозил господин Багапш.
В свою очередь, Пан Ги Мун предлагает ввести в зоне грузино-абхазского конфликта 12-километровые полностью демилитаризованные зоны безопасности по каждую сторону от линии прекращения огня. Генсек ООН уверен, что для определения мандата миссии надо договориться о новом режиме безопасности в зоне ее действия.
Как сообщила служба новостей ООН, они предусматривают строгое соблюдение прекращения огня на земле, на море и в воздушном пространстве, а также неприменение силы. В этих зонах не должно быть никаких вооруженных сил и военной техники, кроме 10 невооруженных бронетранспортеров.
При обеспечении этого режима безопасности генсек рекомендовал наделить миссию мандатом, позволяющим отслеживать и контролировать его соблюдение, а также поддерживать контакты с обеими сторонами и другими соответствующими действующими лицами, в том числе в рамках совместного механизма по предотвращению инцидентов и реагированию на них.
Пан Ги Мун считает, что миссия должна следить за свободой передвижения местного населения через линию прекращения огня, в том числе путем наблюдения в пунктах ее пересечения. Он рекомендует наделить ее полномочиями оказывать гуманитарную помощь населению, создавать условия для безопасного возвращения вынужденных переселенцев и беженцев, а также содействовать укреплению законности и защите прав человека.