Внутриполитический кризис в Молдавии, вспыхнувший после проведения парламентских выборов, перешел из острой фазы в вялотекущую. Как известно, власти попытались уладить ситуацию, согласившись на пересчет избирательных бюллетеней. Однако во вторник три главные оппозиционные партии Молдавии – Либеральная, Либерально-демократическая и альянс «Наша Молдова» – ультимативно потребовали признать выборы недействительными и провести новое голосование. Об этом на совместной пресс-конференции в Кишиневе от лица всех оппозиционеров заявил председатель Либерально-демократической партии Влад Филат.
Пока Россия и Запад не договорятся о том, чтобы решить на основе компромисса приднестровскую проблему, она не будет решена
По его словам, «оппозиционные партии собрали достаточно доказательств того, что результаты выборов были сфальсифицированы». Он пояснил, что при проверке списков для голосования были обнаружены фамилии «мертвых душ». Также в списках числились несовершеннолетние, которым запрещено голосовать. Третью группу составляли фамилии давно уехавших за рубеж.
«Все это было организовано коммунистами при содействии министерства информационного развития, которое располагает всей базой данных», – утверждает Филат.
Также на пресс-конференции оппозиционеры еще раз объявили, что не будут наблюдать в среду за пересчетом голосов. Как ранее пояснил «Интерфаксу» пресс-секретарь альянса «Наша Молдова» Виктор Осипов, Владимир Воронин просто решил «отвлечь внимание от реальной фальсификации выборов».
Сам Воронин убеждал страну, что пересчет голосов «станет важнейшим аргументом установления политической стабильности, мира и взаимного доверия». Решение о пересчете голосов приветствовали представители Евросоюза и других международных организаций.
Параллельно в этом скандале развивается новый сюжет. Накануне Воронин в интервью испанской газете El Pais сделал самые жесткие за последние годы заявления в адрес России в контексте урегулирования приднестровского конфликта. В том, что этот вопрос до сих пор не закрыт, виновна, по версии Воронина, Россия.
«За всеми конфликтами стоит Москва, поэтому их трудно решить», – сказал президент. Он также обвинил Россию в поддержке «упрямца Смирнова» (президент ПМР), «который выполняет ее приказы». «Проблемы не разрешатся, пока Россия не придет к соглашению с США, – заявил Воронин. – Россия назначает там (в Приднестровье) всех министров, которые являются действующими сотрудниками службы безопасности России».
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин объясняет заявления молдавского лидера тем, что его партия не набрала необходимое большинство в 61 голос и теперь не сможет беспрепятственно избрать нового президента республики.
Эксперт уверен, что переговоры с оппозицией неизбежны. Напряжение в Молдавии не спадет до появления нового президента, и Воронину необходимо разрядить обстановку.
Что касается приднестровского урегулирования, Жарихин напомнил, что Москва в отличие от Запада, который постоянно поддерживает позицию Кишинева, никогда не выступала на чьей-либо стороне, а играла только посредническую роль.
«Россия это четко продемонстрировала, когда подписала план Козака, который был отвергнут самим Ворониным. План Козака – это была не позиция Приднестровья, это была не позиция Молдовы. Это был компромисс, на который Россия склонила и тех и других», – сказал газете ВЗГЛЯД Владимир Жарихин. Эксперт добавил, что если план урегулирования будет базироваться на интересах одной из сторон, то реального результата не будет никогда.
Если же Воронин на самом деле хотел обвинить Россию в том, что она не поддерживает план Кишинева (им предусмотрено восстановление унитарного государства), то это ошибка молдавского лидера. «Россия прекрасно понимает, что это невозможно», – утверждает политолог.
Однако Владимир Жарихин согласен с тем, что для урегулирования приднестровского конфликта должен быть достигнут компромисс между Москвой, Вашингтоном и Брюсселем.
«Пока Россия и Запад не договорятся о том, чтобы решить на основе компромисса приднестровскую проблему, она не будет решена. Потому что Молдова сегодня будет искать поддержку своей позиции у Запада, а Приднестровье своей позиции – у России. Таким образом, они будут отказываться идти на компромисс», – констатирует эксперт.