В воскресенье Конституционный суд Молдавии на экстренном заседании постановил пересчитать голоса на выборах в парламент, прошедших 5 апреля. В пятницу президент республики Владимир Воронин пообещал обратиться в КС с этой просьбой, чтобы окончательно поставить точку в результатах голосования, которые не признают оппозиционные партии Молдавии.
Убежден, что полный пересчет голосов, произведенный согласно действующему законодательству и установленным процедурам, станет важнейшим аргументом установления политической стабильности
«Убежден, что полный пересчет голосов, произведенный согласно действующему законодательству и установленным процедурам, станет важнейшим аргументом установления политической стабильности, мира и взаимного доверия в Республике Молдова», – пояснил господин Воронин.
По-видимому, с такой постановкой вопроса согласились в Конституционном суде, который поручил молдавскому ЦИКу за девять дней пересчитать голоса избирателей «в соответствии с избирательным законом».
«Решение Конституционного суда вступило в силу сегодня», – заявил председатель КС Дмитрий Пулбере.
В субботу ЦИК утвердил окончательные результаты выборов. Согласно результатам, к распределению мандатов допускались четыре политические силы. За Партию коммунистов проголосовали 49,48% избирателей, за Либеральную, Либерально-демократическую партии и альянс «Наша Молдова» – 13,14%, 12,43% и 9,77% соответственно.
Остальные восемь партий и независимые кандидаты не преодолели шестипроцентный избирательный барьер. Если пересчета не было бы, то коммунисты получили бы 60 мандатов, а три оппозиционные партии – 41 мандат. Для избрания президента страны необходим 61 голос. То есть коммунисты не получали абсолютного большинства и не смогли бы без оглядки на остальные партии избрать нового главу республики.
Международные наблюдатели признали выборы в Молдавии состоявшимися и отвечающими международным стандартам. Однако оппозиция осталась недовольна предварительными результатами, особенно победой Компартии (самые первые данные сулили коммунистам тотальное главенство в парламенте). Вечером 6 апреля у резиденции президента и здания парламента прошли первые акции протеста. На следующий день они вышли из-под контроля организаторов и переросли в побоище, в результате которого были разграблены здания парламента и президентской резиденции.
Президент не стал приказывать сотрудникам МВД остановить толпы любой ценой, так как среди митингующих было много молодежи. Сначала власти обвинили в организации провокаций Бухарест. В тот же день был введен визовый режим с Румынией, а посол этой страны стал персоной нон грата. Такие ответные шаги были вызваны тем, что во время акций звучали лозунги присоединения Молдавии к Румынии, а над президентской резиденцией кто-то водрузил флаги Румынии и Евросоюза.
Однако в обращении к КС Воронин также обвинил в организации беспорядков лидеров оппозиционных партий.
«В то же время вопреки всем известным правовым оценкам и процедурам, вопреки самому здравому смыслу лидеры трех оппозиционных партий Владимир Филат, Дорин Киртоакэ и Серафим Урекян выступили в качестве инициаторов беспрецедентной атаки на итоги демократического волеизъявления народа. Они и их сторонники, используя студенческую молодежь и учащихся в качестве живого щита, опираясь на широкую поддержку представителей криминальных структур, создали 7 апреля в столице Молдовы обстановку уличного путча», – заявил президент Молдавии.
Стоит отметить, что в воскресенье в центре Кишинева после спокойной ночи небольшое число людей вновь вышли в центр города. К полудню их собралось около полутора тысяч. Организаторы акции заявили, что проводят «мирный митинг против коммунистической хунты» и что оппозиция не станет договариваться с коммунистами.
Однако воскресенье омрачилось новым скандалом. Родители одного из участников акции протеста, погибшего в начале недели 23-летнего жителя села Бэчой Валерия Бобока, обвинили в этой смерти руководство республики. Родители сообщили журналистам, что «после акций протеста он (сын) был арестован, полиция избила его, в результате чего он скончался». Следы сильных побоев они увидели на теле сына, когда забрали его из кишиневского морга. «После акций протеста он был арестован, полиция избила его, в результате чего он скончался», – заявили они.
Пресс-секретарь МВД Молдавии Алла Мелека опровергла сообщения о причастности полиции к гибели Валерия Бобока. «Согласно судебно-медицинской экспертизе, молодой человек скончался от отравления газом. В настоящее время проводится следствие по этому делу», – сказала Мелека. Она назвала ложными утверждения оппозиции о том, что молодой человек скончался от побоев.