К 60-летию образования НАТО французский лидер Николя Саркози готов преподнести альянсу подарок в виде возвращения Парижа в качество «полноценный участник блока». Ожидается, что на следующей неделе парламент страны развяжет руки правительству в вопросе восстановления членства Парижа в военных структурах альянса, прерванного в 1966 году по решению генерала Шарля де Голля.
Франция намерена сыграть роль локомотива в процессе модернизации альянса. Безопасность союзников является неделимой
Сам Саркози «надеется» на положительный исход голосования по данному вопросу и в том, что он будет именно положительным, не сомневается. Выступая в среду во французской военной школе, Саркози официально объявил о возвращении своей вотчины в альянс и назвал данное решение «независимым выбором Франции». «Франция станет более сильной», - добавил он.
При этом Саркози отметил, что, несмотря на возвращение в командные структуры альянса, Франция сохранит свободу и независимость в вопросах распоряжения своим ядерным потенциалом и отправки своих войск для участия в совместных военных операциях.
В свою очередь Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заметил, что сильнее теперь станет и альянс. «Полноценное участие Франции в процессе принятия решений, как в гражданских, так и в военных вопросах, лишь сделает альянс сильнее», - цитирует его слова BBC.
Напомним, что Франция стояла у основ создания НАТО, и именно на ее территории располагались руководящие органы альянса. При этом де Голля сильно смущало присутствие на территории Пятой республики американских военных баз, а уж факт того, что часть французских войск находилась фактически под американским командованием, генерал расценивал почти как личное оскорбление.
Кроме того, атлантическая интеграция заметно мешала интеграции общеевропейской, поборником которой выступала Франция. Имели место и опасения, что Париж могут втянуть в конфликт, противоречащий его интересам.
В конце концов желание самостоятельно распоряжаться своим ядерным арсеналом и проводить независимую внешнюю политику привело к тому, что в 1966 году Франция вышла из военной составляющей блока и из группы ядерного планирования, продолжив работу в политических структурах альянса. Что, впрочем, до сих пор не мешало ей активно участвовать в военных операциях НАТО и принимать ключевые решения в судьбе блока.
В частности, как утверждают европейские СМИ, Париж приложил руку к выбору претендента на пост нового генсека альянса, поддержав вместе с Германией и Великобританией кандидатуру премьер-министра Дании Андерса фон-Расмуссена.
Стоит заметить, что идея североатлантической интеграции, активно пропагандируемая последний год французским президентом, находит широкую поддержку среди населения. По данным последних опросов, проведенных Французским институтом по изучению общественного мнения, за полноценное возвращение государства в структуру альянса выступают 58% граждан страны, тогда как отрицательно относятся к планам правительства только 37%.
Подобные настроения показывают и исследования социологического института LH2, согласно опросам которого возвращению Франции в НАТО симпатизируют 52% французов, в то время как число противников этой идеи составляет лишь 27%, сообщает РИА «Новости».
Другое дело, что в парламенте, на откуп которому глава государства отдал право принять окончательное решение, «атлантоскептиков» намного больше. Традиционно против возвращения в НАТО выступают левые, в прошлом году даже намеревавшиеся объявить вотум недоверия правительству излишне настойчивого Саркози, который, по их мнению, взял курс на ослабление самостоятельности страны.
Сторонники интеграции Франции, напротив, полагают, что внешнеполитическая независимость государства не пострадает, зато у европейских соседей не останется вопросов на тему сохранения внеблоковости за Парижем.
«Почти все наши партнеры по Евросоюзу являются членами НАТО. Им непонятно, почему мы до сих пор стоим в стороне», – аргументирует свой атлантический выбор французский президент.
Кстати, глава правительства Франции Франсуа Фийон даже заявлял, что связывает голосование в парламенте по данному вопросу с вотумом доверия правительству. «Место, которое Франция займет в НАТО, является лишь одним из элементов, содействующих преемственности нашей внешней политики. Именно относительно этой политики правительство и запрашивает мнение парламента», – отмечал в послании к «атлантоскептикам» – главам фракций Соцпартии в национальном собрании и сенате страны.
Отметим, что в качестве «хлеба и соли» Франция должна получить от альянса пост командующего стратегическим командованием НАТО по трансформации в Норфолке, право сохранить за собой ядерные силы сдерживания, а также возможность большего влияния на принятие стратегических решений.
«Возврат в командование позволит иметь большее влияние при принятии стратегических решений НАТО. Принимая на себя большую долю ответственности в сфере обороны, европейские государства смогут играть большую роль внутри Североатлантического альянса», – заявил министр обороны Франции Эрве Морен.
Впрочем, и сам Париж идет в блок не с пустыми руками и намерен принять активное участие в его модернизации. В частности, заявил Морен, Франции нужна организация, которая будет быстро, эффективно и едино реагировать на возникшие проблемы.
«Франция намерена сыграть роль локомотива в процессе модернизации альянса. Если альянс сильно изменится, то неизменным остается фундаментальный пакт с момента заключения Вашингтонского договора. Безопасность союзников является неделимой», – подчеркнул он.
Дебаты по вопросу об отношениях Франции и НАТО пройдут в нижней и верхней палатах парламента 17 марта.