В понедельник министр иностранных дел России Сергей Лавров встретился с японским коллегой Кацуя Окадой, который прибыл в Москву накануне. Это первый визит японского министра после смены правительства у него на родине, где впервые за несколько десятилетий власть перешла к демократам.
Лавров признал, что подходы Москвы и Токио к территориальной проблеме по-прежнему разные, но стороны настроены её решить
Перед отъездом в Россию Окада не скрывал, что нацелен говорить в первую очередь о территориальном вопросе. Токио не перестает требовать от Москвы возвращения четырех Курильских островов, которые в Японии называют «северными территориями», «незаконно оккупированными Россией». По словам Окады, только разрешение этого многолетнего спора нормализует двусторонние отношения.
Президент России Дмитрий Медведев не исключал ранее, что стороны могут найти компромисс, если будут учитывать принятые ранее декларации без попыток достигнуть «максимальных результатов за короткий период».
Согласно советско-японской декларации 1956 года, которую российское правительство признает, Япония получит только два острова: Хабомаи и Шикотан – и только в обмен на заключение мирного договора (японцы меж тем хотят все четыре острова и не после, а до подписания документа). В середине декабря Сергей Лавров подтвердил позицию Москвы, назвав другие варианты «неприемлемыми».
При этом премьер Юкио Хатояма заявлял, что в сотрудничестве России и Японии «имеется большой потенциал». «Нам следует прилагать усилия к скорейшему установлению отношений доверия с Россией и действовать, не забывая об урегулировании самой большой существующей между нами нерешенной проблемы», − подчеркнул политик.
Кроме того, на встрече, сообщает ИТАР-ТАСС, планировалось согласовать сроки визита в Россию Юкио Хатоямы, который хочет обсуждать вопрос о Курилах лично с Дмитрием Медведевым.
В начале беседы с японским коллегой Лавров сделал протокольные заявления, сказав, что Россия рассчитывает на выстраивание конструктивного взаимодействия с Японией. По его словам, встреча позволит «продвинуться в развитии партнерских отношений» согласно договоренностям, достигнутым ранее на высшем уровне.
В свою очередь, сообщает РИА «Новости», Окада отметил, что Япония ждет от встречи импульса для развития контактов.
В итоге переговоры продолжались три часа. Помимо Курил министры обсудили развитие делового сотрудничества в энергетике в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
На итоговой пресс-конференции Лавров подробно рассказал о споре за Курилы. По его словам, Москва готова «нестандартно» подойти к этому вопросу. При этом, как отмечает «Интерфакс», раскрывать суть этих нестандартных подходов министр отказался.
При этом Лавров признал, что подходы Москвы и Токио к территориальной проблеме по-прежнему разные, но стороны настроены её решить. По его словам, в этот раз стороны «стремились обсуждать эту проблему, как, собственно, и все другие, доброжелательно, по-товарищески, в том духе, в котором общаются президент России и премьер-министр Японии».
«Мы значительное время уделили проблематике мирного договора, включая ее пограничный аспект. Подтвердили в очередной раз, что поиск обоюдоприемлемого решения необходимо осуществлять в спокойной, конструктивной, доброжелательной атмосфере наращивания российско-японских связей по различным направлениям», – сказал Лавров.
Он также отметил, что установил с коллегой «неплохой контакт». «Рассчитываю, что он будет способствовать созданию нужной для дальнейших переговоров доброжелательной, конструктивной атмосферы», – заявил господин Лавров.
Зашла на встрече речь и о ситуации на Корейском полуострове. Лавров уверен, что условия для возобновления шестисторонних переговоров по Северной Корее сейчас лучше, чем пару месяцев назад. Ранее Пхеньян пообещал вернуться за стол переговоров, из-за которого он вышел весной в знак протеста против осуждения Совбезом ООН запуска многоступенчатой баллистической ракеты «Ынха-2».
При этом он отмел предположения о попытках международных игроков «отодвинуть» Россию и Японию от стола переговоров. «Попытка отодвинуть всех и решать вопросы напрямую между Вашингтоном и Пхеньяном предпринималась при прошлой американской администрации, она не только провалилась, но и во многом внесла свой вклад в нынешнее обострение ситуации», – отметил министр.
На фоне этой встречи из Токио пришла новость о решении правительства рассекретить некоторые документы, в том числе те, которые касаются переговоров с СССР о Южных Курилах и военно-политических связей с США.
Практика предания гласности секретных документов ведется с 1976 года. За это время рассекречено около 5 млн страниц, уточняет Kyodo. Правда, это касается тех бумаг, которые находятся в общем архиве МИДа, а самые интересные материалы доступны только высокопоставленным чиновникам. Именно в них содержится основная информация об отношениях Японии с СССР, а теперь и Россией.