После нескольких недель торга Иран официально уведомил МАГАТЭ о своем решении по поводу предложенного посредниками плана урегулирования конфликта вокруг ядерной программы страны. «Ответ Ирана передан. Я думаю, вторая сторона его получила», – заявил пресс-секретарь иранского министерства иностранных дел Рамин Мехманпараст.
Мы готовы претворить в жизнь этот план МАГАТЭ, однако мы не допустим, чтобы игнорировались наши права
В частности, Тегеран согласился отказаться от процесса обогащения урана на собственных предприятиях, передав эту функцию иностранным компаниям. Взамен Иран настаивает на том, чтобы сразу получать топливные стержни для своих ядерных предприятий в обмен на передачу за рубеж низкообогащенного урана. При этом сделки, подчеркивают в Тегеране, должны проводиться на территории исламской республики.
Как пояснил представитель МИДа, подобная схема обеспечит стопроцентную гарантию своевременной доставки топлива, необходимого для атомных предприятий республики.
Напомним, предложение МАГАТЭ заключалось в том, чтобы процесс дообогащения иранского урана и сбора топливных стержней был перенесен на территорию России и Франции.
Однако несколько дней назад Тегеран выступил с ответным предложением, заявив о своем желании проводить этот технологический процесс в Турции, с которой республику связывают хорошие отношения.
Согласно этой формуле Иран должен был отправить в Турцию для хранения и дообогащения 900 килограммов урана из общих запасов, оцениваемых в 1,2 тыс. килограммов. Из Турции сырье планируется направлять во Францию, где из него будут производиться топливные стержни для АЭС. Они будут возвращаться турецкой стороне и затем передаваться Ирану.
«Покупатель сам должен определять технические аспекты сделки. Мы готовы платить деньги и купить это обогащенное топливо, мы готовы претворить в жизнь этот план МАГАТЭ, однако мы не допустим, чтобы игнорировались наши права», – аргументировал позицию страны ее президент Махмуд Ахмадинежад.
Если ответ Ирана устроит международное сообщество, с повестки дня будет автоматически снят и вопрос о введении против страны дополнительных санкций. Во всяком случае, Москва и Пекин уже вряд ли их поддержат. «Мы рассчитываем на скорейший позитивный ответ Тегерана. В этой связи вопрос о принятии каких-либо санкций не стоит», – приводит РИА «Новости» заявление официального представителя МИД России Андрея Нестеренко.
Вместо санкций международные посредники подготовили очередное осуждающее заявление в адрес Ирана, раскритиковав тайное строительство под Тегераном второго завода по обогащению урана. При этом «шестерка» может предпочесть не передавать проект резолюции на голосование в состоящий из представителей 35 государств совет управляющих МАГАТЭ из-за опасений, что он не найдет поддержки, а обнародовать его в виде заявления.
Между тем лидер Ирана в это время находится в масштабном турне в Латинской Америке. В среду Ахмадинежад прибыл с визитом в Венесуэлу, где собирается провести переговоры со своим венесуэльским коллегой Уго Чавесом и подписать несколько совместных документов. Ранее иранский президент уже побывал в Боливии и в Бразилии, где заручился поддержкой главы бразильского государства.