– Каким было ваше общее впечатление от послания – по форме, по содержанию, может быть, по реакции на него, если сравнивать, например, с прошлым посланием?
– Мне оно показалось социальным, инструментальным даже в большей степени, чем в прошлом году. И это соответствует политическому стилю президента и той логике политического процесса, сторонником которой он является. Совершенно очевидно, что в послании три акцента. Первый – модернизация. Он был ожидаем, поскольку президент провозгласил об этом в статье «Россия, вперед!». Послание в значительной степени было ответом на вопросы, которые были поставлены в этой статье и в ходе обсуждений. Далее – это социальный капитал и социальная проблематика, начиная от помощи пенсионерам и сохранения социальной стабильности и заканчивая развитием социального капитала и приглашением иностранных специалистов. Третья важная тема – это продолжение политической реформы, перевод на региональный уровень.
Медведев надолго планирует политику: выстраивает системные и институциональные содержательные контуры
Вот, как мне кажется, три основных смысловых акцента, смысловых контура. Послание было масштабным, и президент по-прежнему верен себе, когда говорит, что эта мера должна быть реализована в такие-то сроки. Неслучайно про предыдущее послание говорят, что там 90%, а кто-то говорит, что и 100% мер были реализованы. Все меры по реформированию политической системы осуществлены. Я думаю, что и применительно к регионам эти изменения тоже произойдут.
– Первая, самая обширная часть послания по поводу модернизации, на ваш взгляд, назвала достаточное количество источников модернизации, путей модернизации? Президент конкретизировал направления, которые он ранее обозначил?
– Да, конечно. Модернизация приобретает вполне конкретные очертания. Это касается, прежде всего, модели модернизации. Она ненасильственная. Она демократическая – не предполагает какого-то насильственного принуждения элит или общества. Это совершенно очевидно. Она сопряжена с определенным ценностным выбором. Она имеет вполне конкретные направления, и на этих направлениях есть конкретные решения, которые будут приняты и которые будут проводиться в жизнь.
#{help=348035}В его послании есть еще два лейтмотива. Это касается и модернизации, и вообще его отношения к экономическим проблемам. Первое – это прагматизм. И второе – эффективность. Эффективность мер – это критерий проводимой политики. По тем же госкорпорациям он говорит, что в принципе считает их бесперспективной формой, но если они эффективно работают, то часть будет преобразована в акционерные общества, а другая часть будет ликвидирована. И корпоративная элита – та, которая эффективна, продолжает работать. К тем компаниям, которым оказывалась помощь в рамках антикризисных программ, тоже меняется подход. Оказана первая помощь? Да, первые проблемы решены, и ты демонстрируй теперь эффективность, другого выхода у тебя нет.
– Политическая часть послания, в том числе заявления по отмене сбора подписей и вопросы досрочного голосования, – это все-таки какие-то плановые изменения, или это была реакция на возмущение оппозиционных парламентских партий?
– Политический стиль Медведева не предусматривает оперативного реагирования. Он человек, который надолго планирует политику: выстраивает системные и институциональные содержательные контуры. Главное в его подходе – это работать со сложившимися институтами. Заметьте, почему он так подробно говорит о региональных законодательных собраниях, где нужно менять количество членов. В Москве – 35, а в Туве – 162. Странно же, да?
Но он не говорит, что нужно отменить эти законодательные формы, а говорит: нужно менять количество членов. Он говорит о сети образовательных учреждений, об информатизации, много о чем. Но главное – он говорит о развитии действующих институтов. Он не предлагает ничего ломать. Вот этим проникнута его политическая программа. Он предлагает обеспечивать равный доступ к СМИ партиям, снимать ограничения для уже зарегистрированных партий, чтобы не нужно было обирать подписи. Это логика развития национальных демократических институтов, которая уже Медведевым заявлена, она продолжается. Это продолжение того, что было в предыдущем послании. Новые 10 пунктов Медведева. Что касается прозрачности, контроля КОИБов, конечно, это может отчасти быть объяснено демаршем парламентской оппозиции, но лишь отчасти. Это, прежде всего, свидетельствует о его системном подходе.
– Почему президент, на ваш взгляд, не стал много времени уделять внешней политике?
– Прошлое послание во внешнеполитическом смысле было конфликтным, потому что незадолго до послания произошла война в Южной Осетии. И оно было жестким и в этом смысле конфронтационным. И другого выбора у Медведева не было. Здесь он делает ставку на прагматизм и многополярность. И что здесь можно сказать? Что необходимо взаимодействовать со всеми, кто является адекватным партнером.
Но важен новый принцип оценки внешнеполитической стратегии и вообще проведения внешней политики, который Медведев провозгласил. Это инвестиционная секция. С этого угла до настоящего времени российское руководство на внешнюю политику не смотрело. То есть создать какие-то конфигурации в мире, создать инструменты давления, влиять на процессы – это одно. А вот добиться роста въездного туризма и роста инвестиций – это другое. И если есть такие конкретные результаты, их, конечно, проще оценить. Степень их эффективности очень просто оценивать. Россия должна быть открытой страной. Закладывая такие критерии в оценку внешней политики, президент отчасти меняет ее содержание.