Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил в четверг на митинге в городе Машхад, что Тегеран готов сотрудничать с Западом по своей ядерной программе, тем более что Запад перешел от конфронтации к взаимодействию с Ираном по вопросу обогащения урана. Но при этом президент в очередной раз назвал «неотчуждаемым правом» Ирана развивать ядерные технологии в мирных целях, пояснив, что его страна «ни на йоту» не уступит в этом вопросе.
Тегеран приветствует инициативу МАГАТЭ и готов к обмену ядерным топливом
«Почва готова для ядерного сотрудничества», – подытожил Ахмадинежад, добавив, что Тегеран уже начал работать по вопросу ядерного топлива и технических ноу-хау с представителями ООН, сообщает Associated Press.
Данное выступление пришлось на тот момент, когда от Ирана ждут ответа на разработанный ранее план МАГАТЭ, согласно которому исламская республика будет отправлять свой уран (пока речь идет о 75% запасов) на дообогащение в Россию. После этого во Франции из данного сырья сделают топливные стержни, пригодные для использования на научном реакторе в Тегеране.
Также предварительные договоренности предполагают сворачивание любых секретных ядерных разработок в Иране, что не позволит ему заполучить оружие массового уничтожения.
Между тем, по информации France Presse, Иран хочет внести в план МАГАТЭ две поправки и только затем полностью согласиться с положениями соглашения, которое ранее поддержали Россия, США и Франция.
В частности, Тегеран намерен изменить схему отправки своего урана, разделив его на несколько партий и растянув их отправку по времени. Также исламская республика намерена потребовать от Запада предоставить ей высокообогащенный уран сразу после того, как её запас будет передан на дообогащение. Пока же предполагается, что Иран после отправки должен дождаться, пока низкообогащенный уран станет пригодным для использования на тегеранском реакторе.
Официально об этих инициативах пока не объявлено, реакции со стороны МАГАТЭ, России, США и Франции на них не было. В случае если пожелания Ирана будут учтены, то план МАГАТЭ должно одобрить иранское правительство.
Отметим, что всего у Ирана есть около полутора тонн низкообогащенного урана в ядерном центре Натанз.
Ранее за несогласие сотрудничать с международным сообществом по ядерной программе против Ирана Совбез ООН ввел три пакета санкций. Однако накануне советник президента России по внешней политике Сергей Приходько заявил, что возможность введения санкций против Ирана в ближайшее время маловероятна. По его словам, Дмитрий Медведев подробно рассказал об этом еще на саммите G20 в США. Тогда президент отметил, что у Ирана есть право на мирную ядерную программу, но не на создание ядерного оружия, поэтому введение международных санкций возможно, когда иссякнут любые дипломатические возможности давления на Тегеран.
Отметим, что заявления Ахмадинежада совпали с возвращением из Ирана делегации МАГАТЭ, которая побывала на новом заводе по обогащению урана вблизи священного для мусульман города Кум. Глава делегации Герман Накаертс ранее заявил, что это была «хорошая поездка». При этом он отказался от каких-либо комментариев по материалам, которые удалось собрать инспекторам.